Дочитала «Живые и мертвые» Уорнера (не путать с книгой Симонова!). Мучила книгу дней десять, думала, никогда не прочту, настолько она умная и плотная. Но потом книга внезапно закончилась, потому что, оказалось, что она на четверть состоит из списка литературы. Рассказывать про нее придется в несколько приемов, потому что некоторые цитаты хочется привести целиком, а они, как полагается у ученых, жирные и большие.
«Живые и мертвые» - заключительная часть большого исследования города Янки-сити. Она посвящена роли символов в жизни американцев. Кажется, автор с товарищами раскопали этот несчастный город до основания, чтобы выяснить, что движет людьми в повседневной жизни.
Первая вещь, которая поразила меня, это описание внутреннего конфликта, который переживает ответственный представитель среднего класса: «Мы, особенно представители среднего класса, учим наших детей быть самоуправляемыми автономными личностями, хотя в глубинах нашей моральной и религиозной жизни кроется строгое осуждение всякого, кто не подчиняется традиционным групповым правилам общежития. Если чувство греха является результатом нарушения священных правил, которые, как считается, связывают воедино человека, общество и Бога, а эти правила считаются сформулированными Богом и являющимися Его выражением, то автономный человек на протяжении ранних стадий своего развития либо должен интернализировать окружающий его социальный мир таки образом, чтобы в итоге сложилась личность, никогда не вступающая в разногласия с Богом и обществом (а это задача невыполнимая), либо должен постоянно сталкиваться с муками внутреннего и внешнего конфликта».
Ничего вам не напоминает? У нас сейчас то же самое, только вместо Бога сложносочиненный этический сплав, который образовался по результатам нашей истории. И мне кажется, что мы этот конфликт не импортировали, мы бабу Ягу воспитали в своем коллективе. Но она точно такая же.
И завершается эта часть такой фразой: «Мы поощряем автономию и приучаем к ней молодых, но втайне, а иногда даже открыто осуждаем тех, кто действительно превращается в автономную личность. Упорный и удачливый мобильный человек [мобильным называется человек, который сумел подняться по социальной лестнице] развивает в себе механизмы защиты от этого, но его броня никогда не оказывается достаточной для того, чтобы уберечь его от чувства вины «за то, что он делает и делал то, что ему нужно было делать». Насколько я понимаю, с момента публикации книги Штаты слегка продвинулись в изготовлении брони, но не в разрешении самой проблемы. А мы еще не начинали системно решать вопрос, хотя точечные решения уже есть.
Ну вот. Хватит пока. Потом расскажу угарнейшую
историю про кладбище.
Ссылки на следующие части:
Живые и мертвые 2 -
https://kovaleva.livejournal.com/477519.htmlЖивые и мертвые 3 -
https://kovaleva.livejournal.com/478425.htmlЖивые и мертвые 4 -
https://kovaleva.livejournal.com/478903.htmlЖивые и мертвые 5 -
https://kovaleva.livejournal.com/479158.htmlЖивые и мертвые 6 -
https://kovaleva.livejournal.com/479303.html