Вокруг реформы РАН: еще пара непричесанных мыслей

Sep 24, 2013 19:14


В беседах вокруг реформы РАН я временами слышу такое: государство-де раньше понимало, зачем ему наука нужна, да вот теперь перестало, от того-то и порядка нет. Сообразно этому выстраиваются и все остальные рассуждения, например, о том, что чистая наука может существовать только в качестве приятного бонуса к прагматически-ориентированным ( Read more... )

наука в россии, реформа ран

Leave a comment

Comments 19

ascir September 24 2013, 16:27:17 UTC
Что наука не очень нужна государству (условному режиму кровавой гебни) - это полбеды. Кровавая гебня не вечна.

Гораздо хуже, что наука не нужна нынешнему российскому обществу. Действительно, объективно не нужна.

Reply

kouprianov September 24 2013, 16:37:26 UTC
Да она никакому обществу не нужна. Вернее, лишь небольшая часть некоторых обществ вовлечена в занятия наукой. Современная Россия в этом плане не исключение.

Reply

eugene_yakovis September 24 2013, 19:04:15 UTC
Сама по себе не нужна. Мне кажется, что престиж труда и профессионализма (both не скоро войдут в десятку ценностей на одной шестой, кто ни строй опрос), такой характерный для в разной степени западных стран, приводит к высокому социальному статусу образованных профессионалов, в результате чего и науку бесполезную как-то легче терпеть обществу (ну хотя бы как хобби социално вознесённых яйцеголовых).

Reply

kouprianov September 24 2013, 19:53:00 UTC
Мне кажется, что местами коммуникация науки и общества выстроена несколько иначе. Есть какая-то трудно формулируемая разница. В общем, понятно, что там привыкли что-то объяснять налогоплательщикам. От глухой американской провинции до Лондона -- огромные Science museums с толпами посетителей. Non-fiction, телевидение... У нас же, мало того, что всего этого меньше, так еще и выстроено все так, будто вся наука, натурально, происходит "там", а не здесь. "Тогда", а не сейчас. И т. д.

Reply


lev_usyskin September 24 2013, 16:39:17 UTC
*Государство само по себе не способно ни понимать, зачем ему нужна наука, ни желать чего-либо определенного в этой области.*
это бессодержательно - всегда и воввсем госволя складывается из решений каких-то лиц, которые формируют свои взгляды под воздействием других лиц - ну и что?

Reply

kouprianov September 24 2013, 16:43:41 UTC
То, что тот, кто говорит об определенности желаний госхотелки, рассказывает только половину истории (и предлагает мечтает о половине лекарства). Но половина диагноза -- не диагноз, и половина лекарства тоже не лечит.

Reply

lev_usyskin September 24 2013, 17:04:19 UTC
ну, (коли я правильно понял)госвласть - это вообще абстракция, ничто не мешает нам 9теореттически) самим принимать в ней участие и делегировать ей наши взгляды таким образом

Reply

kouprianov September 24 2013, 19:25:47 UTC
Да, государство это мы. Мы сами больше не желаем ни бомбы, ни спутника. И, соответственно, не в силах убедить чиновников в том, что им/ему/нам нужно неизвестно что. Тому есть десять причин, в том числе, культивация "чистой" науки как своего рода эскапизм еще в советское время (люди старательно тренировали в себе умение быть совершенно бесполезными и вырабатывали специфические техники презентации себя как таковых).

Вместе с тем, ни я, ни Вы не имеем шансов на участие и делегирование (и даже члены Президиума РАН, похоже, тоже). Потому что орган властных желаний вполне функционален, но у теребилки его теперь не те (и подлезть к ней невозможно, потому что он так устроен), и желания эти (нанотехнологии, сколково и т. п.) нам в результате не вполне понятны.

Reply


kostanjeta September 24 2013, 16:47:44 UTC
Согласна. Во-многом, проблема в том, что ученые перестали быть кадровым резервом для власти. И, вообще, по понятным причинам коммуникация разрушилась. Особенно это усугубилось с расколом элит и оттеснением от власти наиболее вменяемых товарищей. К слову, глубина взаимосвязей власти и верхушки РАН явилась мне месяц назад в виде плаката, на котором по Василеостровскому району избирались депутатами одновременно 2 товарища: Н.С. Хрущев и В.Н. Черниговский - крупный физиолог, выделивший после этого физиологию в Отделение РАН.

Reply

lev_usyskin September 24 2013, 17:12:24 UTC
вот был такой академик - В. М. Глушков - действительо ученый, без дураков. Обладал огромным влиянием лоббиста во власти. В итоге нанес советской экономике такой ущерб, что круче - только Абалкин.

Reply

kostanjeta September 24 2013, 17:16:07 UTC
Как бы то ни было, оно вот так работает. В любой стране и в любое время. О чем, отчасти, и пост (ИМХО). Кстати, я не написала, что приветствую появление Отделения физиологии. Его существование (почти из 1 института) не нормальная ситуация.

Reply

lev_usyskin September 24 2013, 17:28:09 UTC
я просто считаю это высказывание уважаемого мною хозяина журнала - достаточно банальным и не понимаю, каким образом оно невелирует те мнения, с которыми он как бы полемизирует.

а так - да, я даже сам могу рассказать, предположив, как Петр Великий мыслил создаваемую Академию - помимо прочего именно как доп. ветвь госвласти , с неким потенциалом влияния. Это в рамках его представлений (вполне правильных. на мой вкус) было дополнительным залогом стабильности режима - в том плане, как он эту стабильность понимал. Он вообще стремился по-максимуму обогатить систему сдержек-противовесов.

Reply


ktoshik September 24 2013, 17:19:25 UTC
Любой человек в любом вопросе старается понять, что такое хорошо, и что такое плохо. Руководство страны не исключение. Ядерная бомба, ракета, человек в космосе - это хорошо и понятно. Под это мы даём. С фундаментальной наукой сложнее, и тут всякие рейтинги и индексы цитирования хорошо вписываются - это уже плохо понятный критерий. Но если все в мире это используют, то можно и нам использовать. И в любом случае нужно показывать результат. Как говорят те же американские профессора, работающие по проектам DAPRA - "you should deliver", остальное не важно.

А вот руководство российской науки этого как раз и не может. С deliver и результатами всё плохо. Рейтинги и индексы - бесовщина, и не хотим. И ничего более внятного, кроме как "у нас всё хорошо, но дайте ещё денег" не говорят. А ещё денег нет. Вот вам бюджет, объясните, как вы покажите результат. Нет идей? Увы, мы идём к вам.

Reply

kouprianov September 24 2013, 18:25:54 UTC
1. Да нет, "государство" способно точно так же искренне умиляться ветвистой пшенице, фильтрам Петрика и торсионным полям. В этом вся проблема. Орган государственного желания не имеет ни встроенных представлений о добре и зле, ни каких-либо иных защитных механизмов, которые позволили бы не хотеть ветвистой пшеницы, фильтров Петрика или торсионных полей. Вторая важная особенность этого органа -- принципиально ограниченный доступ к его теребилке, причем ограничения эти никогда не имели абстрактно-меритократического характера. Этот орган просто так устроен, причем довольно давно. Реорганизовать его таким образом, чтобы появились механизмы защиты, не успели (и поражением Петрика, торсионщиков и Лысенко ведают, по большому счету, те же механизмы подковерной интриги, которые привели к их взлету -- тут, как говорил Собчак, когда мы у власти -- это и есть демократия -- недавно об этом хорошо написал grey_dolphin). Хотя, чахлые и кривые местами ростки будущего в виде немногих благотворительных фондов, обеспечивающих какую-никакую систему конкурсного ( ... )

Reply


kroshka_cat September 30 2013, 13:01:39 UTC
>государство-де раньше понимало, зачем ему наука нужна, да вот теперь перестало, от того-то и порядка нет.

ага, и как правило в том же или соседнем абзаце рассуждений встречается плач - чего там чиновники могут от ученых потребовать - они ж ничо не понимают!

понимание государством необходимости науки прочитывается как "дайте нам побольше денег, отстаньте от нас, ну еще вот обяжите бизнюков, чтобы они наши результаты потребляли каким нибудь образом"

Reply


Leave a comment

Up