отсюда ХАНУККИЯ́ (מְנוֹרַת חֲנֻכָּה, חֲנֻכִּיָּה, менорат Ханукка - `хануккальный светильник`), светильник, который зажигают в праздник Ханукка. Зажигание хануккии - главный обряд праздника - символизирует духовную стойкость и победу святости над нечистотой, света над окружающей тьмой, отвечает заповеди (см. Мицва) пирсумей нисса (по-арамейски - `оповещать о чуде`).
Существует 2 талмудических направления в вопросе зажигания свечей: Бей Шамай, и бейт Гилель
В Израиле принято в основном направление Гилеля, по которому свечи нужно добавлять справа налево, а зажигать слева направо (на первой картинке свечи горят наоборот, согласно бей Шамай)
Существует пять основных видов ханукальных светильников:
Восемь подсвечников из глины или стекла, наполненных маслом, расположенных отдельно друг от друга или объединенных;
ханукия из камня с восемью углублениями для масла; восемь простых подсвечников, изготовленных из металла, дерева и т.п.
Высокие свечи - восемь отдельных подсвечников или факелов. Этот вид ханукальных светильников встречается очень редко, и им не пользуются дома.
Ханукальный светильник, напоминающий по форме храмовую менору. Восемь ветвей симметрично отходят от центральной ветви, установленной на ножке.
Ханукальный светильник с задней стенкой. В большинстве случаев такие светильники красиво оформлены и изготовлены из драгоценных металлов (серебро, золото, латунь, бронза, медь). Свечи обычно располагаются низко, и стенка, часто украшенная архитектурными элементами, возвышается над ними.
Ханукальный светильник с художественным обрамлением по обе стороны свечей. Расположенные в центре свечи окружены рамкой, состоящей из двух столбиков по бокам, объединенных сверху аркой, в которую вплетены изображения двух львов и руки коhена, протянутой для благословения. Вся конструкция увенчана короной.
В отличие от храмовой меноры, у которой в основании было три луча, а от центральной ветви, опирающейся на это основание, отходили три пары ветвей, ханукальные подсвечники в эпоху Талмуда изготавливались из глины с восемью или с четырьмя сдвоенными углублениями для масла. Иногда эти глиняные светильники украшались чеканкой. Большинство людей в то время зажигали в каждый вечер Хануки нужное количество свечей в отдельных подсвечниках. В более позднее время, в Йемене, евреи пользовались светильником в виде каменной доски, в которой высечены восемь углублений для масла. Возможно, такими светильниками пользовались и в древности.
Такая форма ханукии послужила прообразом низкого ханукального светильника с восемью металлическими стаканчиками для масла или свечей и девятым - для шамаша, установленными на деревянной подставке.
Одновременно с этим стала распространяться ханукия, напоминающая по форме храмовый светильник. Ветви такого светильника отходят от литой ножки или от высокого основания. Серебряные и бронзовые светильники такой формы особенно часто встречаются в синагогах; обычно их основание и ветви художественно оформлены.
Довольно редко встречаются ханукальные подсвечники с восемью высокими стержнями, поднимающимися от низкого плоского основания: они похожи на длинные "факелы".
В средние века были распространены металлические светильники с прямой задней стенкой. После этого искусство изготовления ханукальных светильников стало бурно развиваться.
Стали украшать переднюю часть светильников (в которой устанавливаются свечи); на задней стенке появились барельефы и чеканные украшения в виде известных еврейских символов: храмовая менора, звезда Давида, скрижали завета, львы, орел, херувим, корона и т. п. В странах Восточной и Северной Африки на светильниках изображали птиц, а иногда даже мусульманский полумесяц. Ханукальные светильники украшали также изображениями цветов, колоннами и различными другими архитектурными элементами. В этом заметно влияние местной архитектуры. Например, в Марокко задняя стенка ханукального светильника выполнялась в стиле, в котором строили дома в этом районе, - с арками и воротами. Ханукальные светильники других стран также несут в себе черты их архитектуры. Иногда украшением ханукальных светильников служили гербы аристократических родов, не имеющих никакого отношения к евреям.
Увеличив заднюю стенку, можно было украсить ее надписями и цитатами из Священного Писания , например: "Ханука", "Свечи эти священны", - а также благословениями. Сами подсвечники иногда были выполнены в виде кувшинов с маслом или в виде львов с открытой пастью, над которыми изображали колокола, орлов и т.п.
Материалы, из которых изготавливали ханукальные светильники, становились все более разнообразными. Некоторые мастера делали их из золота и серебра, другие пользовались бронзой, латунью, медью, железом, жестью. Для масла стали использовать стеклянные емкости.
После ханукальных светильников с задней стенкой получили распространение светильники с боковым обрамлением. В таких светильниках свечи занимают центральное место и привлекают к себе главное внимание, которое утрачивалось ими в прежних светильниках. Свечи с обеих сторон окружены колоннами, соединенными сверху аркой, увенчанной короной. В некоторых светильниках с обеих сторон расположены изображения львов, а наверху - двух рук когена, башен и стражников. В таком светильнике стенка не заслоняет свечи, а декоративное обрамление лишь подчеркивает и выделяет их свет.
Самым редким видом ханукального светильника является такой светильник, в котором свечи находятся в закрытой, красиво оформленной коробке. Когда свечи горят, коробку открывают, и свечи видны. Когда же светильником не пользуются, коробку держат закрытой. Есть предположение, что такими светильниками пользовались марраны в Испании.
Древняя каменная ханукия из Йемена. Ханукийот из Восточной Европы. Ханукия из Туниса, XVIII в. Ханукия из Югославии.
Германия XVIII в. современные Моравия, середина XIX века. Польша. XIX в. отсюда С благословением на задней стенке Etalon-Jenavi современная ( Шахаром Пелег). отсюда отсюда отсюда уличная отсюда Из Хай-парка Кирьят-Моцкина самодельная самодельная отсюда Хануккия как особый светильник появилась не сразу: после установления праздника Ханукки до конца эпохи таннаев использовались грушевидные глиняные лампады с отверстием для фитиля и резервуаром для масла, широко распространенные в странах Средиземноморья в греко-римскую эпоху. Лампады, предназначавшиеся для Ханукки, часто украшали орнаментом с еврейскими символами, изображением меноры или Храма. Употреблявшееся в те времена выражение нер (נֵר) Ханукка - в единственном числе - указывает на то, что эти лампады были одиночными, и каждый день добавлялась новая. Впоследствии у европейских евреев слово нер стало означать также и «свеча».
В талмудическую эпоху из таких одиночных лампад начали сооружать единый светильник, укрепляя лампады на вертикальных стойках. Наряду с одиночными или объединенными в светильник керамическими лампадами широкое распространение получили также каменные хануккии - прямоугольные, с щелевидными углублениями для фитилей. Подобный светильник был обнаружен в одной из пещер вблизи Иерусалима. В Талмуде (Шаб. 44а; Хул. 9а; Псах. 14а) упоминаются металлические хануккии. Семифитильный бронзовый светильник 3-4 вв., украшенный орнаментом и изображением меноры, был найден при раскопках в Северной Вавилонии. В Вавилонском Талмуде описана также звездообразная хануккия (такова небольшая, по-видимому, дорожная хануккия 6-7 вв. из Вавилонии). Типы хануккии, возникшие в талмудическую эпоху, встречаются и в более позднее время; так, известна каменная хануккия 12 в. из Авиньона с надписью на иврите: «Ки нер мицва ве-Тора ор» («Ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет»).
Такое толкование определило форму и функции хануккального светильника. По числу дней, когда происходило чудо, должно быть восемь подсвечников или резервуаров для масла. Свечи должны гореть в ряд на одинаковой высоте, и расстояние между ними должно быть достаточным, чтобы пламя одной свечи не смешивалось с пламенем другой и не растапливало ее. Свечи Ханукки - символ храмовой меноры: они служат источником не физического, а духовного света и не предназначены для освещения помещения (см. также Ханукка). Поэтому для зажигания ритуальных свечей и освещения комнаты используется дополнительная свеча, шаммаш, которая располагается отдельно (Шаб. 21б). Талмуд определяет и место расположения светильника: «Ставить свечи Ханукки снаружи, у входа в дом... слева от входа» (Шаб. 21б). Это предписание отразилось в конструкции хануккии: часто светильники снабжали стеклянным колпаком или боковыми стенками для защиты от ветра. «Тот, кто живет на верхнем этаже, ставит свечи Ханукки у окна, выходящего на улицу... в опасное время достаточно поставить свечи на стол в комнате» (там же). В периоды гонений на евреев появлялись особые галахические (см. Галаха) предписания, например, в особых случаях разрешалось ставить хануккию внутри помещения.
Подлинных средневековых хануккальных светильников сохранилось немного. Они датируются 12-15 вв. и происходят, в большинстве своем, из франко-германских еврейских общин. В основном об особенностях хануккий этого периода можно судить по упоминаниям о них в трудах еврейских философов и раввинов и по изображениям в иллюстрированных рукописях.
Известно, что керамические и каменные хануккии в средние века были почти полностью вытеснены металлическими, в основном бронзовыми. Уже в 13 в. рабби Меир бен Барух из Ротенбурга считал, что использовать глиняную хануккию вообще не подобает. Он основывался при этом на положении Вавилонского Талмуда (Соф. 20:3), которое запрещает использовать на Ханукку старый глиняный светильник, а также ссылался на своего учителя рабби Шмуэля из Испании, который использовал металлическую хануккию, подвешивая ее у двери. При этом в большинстве средневековых хануккий по-прежнему использовались не свечи, а масляные светильники; свечи в Ханнуку получили широкое распространение лишь с 17 в.
Металл определил и новую форму хануккии: восемь стаканчиков для масла или, в редких случаях, подсвечников, расположенных в ряд, с помощью ковки или литья легко соединялись в один светильник. Служебный светильник, шаммаш, также мог быть включен в этот комплекс, оставаясь при этом отдельным, особым элементом: техника обработки металла давала возможность помещать его под углом к основным, ниже их и т. д.
Керамическую или каменную хануккию можно было только ставить; с распространением металлических хануккальных светильников появилась возможность, припаяв к хануккие крючок, вешать её на дверь. Крючок впоследствии приобрел орнаментальную форму, а затем, постепенно видоизменяясь, превратился в декорированную заднюю стенку хануккии в форме треугольника или квадрата. Металлическая стенка одновременно служила и отражателем, усиливая и умножая хануккальный свет. Хануккия с задней стенкой возникли в Испании, а затем появились в странах, где было сильно сефардское влияние.
Начиная со средневековья, сложились два типа хануккии. В одних преобладает конструктивное начало, и они восходят к архитектурным стилям, характерным для данного времени и данной страны; в декоре часто присутствует изображение Храма или его элементов - фасада, колонн, портиков и т. д. (в Италии моделями Храма служили замки и ренессансные или барочные церкви, в Германии и странах Северной Европы - готические соборы и ратуши, в Марокко - мечети и минареты). Хануккии второй группы более декоративны, в оформлении заметно влияние декоративно-прикладного и народного искусства.
В бронзовых средневековых хануккиях, изготовленных в европейских странах, треугольная плоскость задней стенки заострена, основной декоративный мотив - розетка, подобная розе готического портала. Такова хануккия 13 в. сефардской общины Южной Франции (Музей Клюни, Париж), найденная в Лионе. У евреев Голландии, Испании и Германии были популярны звездообразные светильники, которые подвешивали к потолку и обычно зажигали в субботу и во время пасхального седера, о чем свидетельствуют миниатюры из Сараевской Хаггады и других рукописных источников. Звездообразными лампами разрешалось пользоваться и на Ханукку. Рабби Менахем бен Шломо Меири (1249-1316) из Прованса считал их дозволенными в этот праздник «безо всякого сомнения». Впоследствии этот вид светильников получил название юденштерн (по-немецки, `еврейская звезда`).
Другой тип декоративного решения задней стенки хануккии, орнаментальный, ведет свое происхождение из мусульманской Испании: это ажурная арабеска, тоже, хотя и не так отчетливо, тяготеющая к треугольнику. В 14 в. в Испании было принято украшать стенку хануккии завитками двух симметрично расположенных извивающихся змей, головы которых образуют вместе со стилизованным крючком трилистник. Этот мотив встречается и в хануккиях из разных стран, в том числе из Польши, Индии (у кочинских евреев).
В Италии, которая славилась своими изделиями бронзового литья, в 16-17 вв. преобладали литые хануккии из бронзы со стенками в форме картуша, на котором объемный декор дополнялся гравировкой. Наиболее популярны были характерные для итальянского искусства этого периода барочные и ренессансные мотивы: тщательно проработанные гирлянды листьев, путти, вазы с фруктами, фантастические животные, раковины. В конце 17-18 вв. на задних стенках итальянских хануккий часто встречаются изображения Юдифи (о связи сюжета с праздником см. Ханукка). Итальянские хануккии очень долго оставались масляными; ряд круглых стаканчиков для масла отливали отдельно и затем прикрепляли к задней стенке. Шаммаш помещался, как правило, ближе к верхушке хануккии, на центральной вертикальной оси или сбоку от нее. С конца 17 в. появился еще один тип хануккии - гладкая бронзовая плоскость задней стенки с арочным завершением, с чеканными или гравированными изображениями. Хануккии этого типа чаще всего украшались фигурами львов (символ колена Иехуды) и гербом семьи, которой принадлежала хануккия; часто встречается изображение руки, появляющейся из облаков и держащей стаканчик с маслом. Серебряные хануккии, начиная с 18 в., были распространены в основном в Риме и Венеции; они выполнены в традициях барокко, Ренессанса и неоклассицизма.
В Германии хануккии делали чаще всего из серебра или из олова. В крупных центрах еврейского расселения, таких как Берлин или Франкфурт-на-Майне, возник заимствованный из Италии обычай устанавливать в синагогах напольные серебряные хануккии, напоминающие менору; это было связано с тем, что некоторые галахические авторитеты (см. Галаха) усматривали в зажигании хануккальных свечей воспроизведение храмовой службы с зажиганием меноры, однако в домах раввины запрещали использовать такие хануккии. В напольных хануккиях четыре ветви с каждой стороны фланкируют центральный ствол, на котором укреплен шаммаш; образцом для них, возможно, послужил барельеф на арке Тита Флавия Веспасиана с изображением храмовой меноры. Эти хануккии обычно украшались фигурами героев еврейской истории и еврейскими символами, выполненными в технике круглой скульптуры. До нашего времени дошли лишь сравнительно поздние образцы.
Кроме распространенных в Германии юденштерн около 14 в. там появились хануккии со стенкой; скорее всего, они были завезены из Италии. В 17-18 вв. такая конструкция встречалась часто, при этом техника и декор напоминали традиции евреев Восточной Европы. Излюбленные мотивы - геральдические львы, драконы, растительные и цветочные орнаменты, как литые, так и гравированные. В связи с существовавшим в Германии запретом мастерам-евреям работать с драгоценными металлами значительная часть немецких хануккий делалась нееврейскими литейщиками по указаниям заказчиков.
Оловянные хануккии были распространены не только в Германии, но и во многих других исторических областях Европы, в том числе в Богемии и Моравии. Они, как правило, представляют собой масляные светильники со стенкой простой геометрической формы, тяготеющей к прямоугольнику или треугольнику со скругленным верхним краем; плоскость стенки служит фоном для скромного декора - одно-два изображения, часто гравированные; наиболее часто встречающиеся мотивы - херувимы, львиные головы, отдельные цветки; часто встречается объемное изображение дельфина, держащего шаммаш.
В Нидерландах наряду с бронзовыми, серебряными и оловянными хануккиями были распространены латунные, которые чаще всего выполнялись штамповкой. Их декор в большей степени был связан с местным прикладным искусством, чем с архитектурными влияниями. Главным элементом этих хануккий была широкая округлая стенка, украшенная плоскими чеканными медальонами, эмблемами и отдельными изображениями птиц и стилизованных цветов, закрученных в фестоны. Характерной особенностью нидерландских хануккий было изображение маген-Давида и надпись «Ханукка» на иврите. На стенках часто встречаются различные сценки, как библейские (разведчики, возвращающиеся из Ханаана и несущие гроздь винограда), так и бытовые (два человека, зажигающие стилизованный семисвечник, украшенный сердечком, характерным голландским элементом декора). Интерес к современному быту, свойственный искусству Голландии 17 в., нашел отражение в украшениях хануккий.
В Польше и прибалтийских странах использовались преимущественно бронзовые светильники. Синагогальные хануккии в форме меноры, украшенные завитками, стилистически были очевидно связаны с формой светильников в христианских церквях и так же изменялись с течением времени от пышных барочных форм 17 в. до легких, изящных светильников середины 19 в. Польские хануккии, предназначенные для дома (бронзовое литье), делались с традиционной стенкой и были похожи на испанские образцы. В 17-18 вв. эти стенки были чаще всего, как и в более ранних сефардских хануккиях, сквозными и представляли собой орнамент из стилизованных фигурок львов, птиц, оленей, змей. Наибольшее распространение в Польше в 19 в. получил новый тип хануккии: в оформлении хануккальных светильников использовались формы арон ха-кодеш (см. Обрядовые предметы). Эти хануккии, как правило серебряные, построены на архитектурных принципах неоклассицизма и ампира: вынесенная вперед платформа-галерея, на которой располагаются подсвечники, массивные круглые колонны и торжественное литое навершие, где два грифона фланкируют корону и щит. В Польше и в других странах Восточной Европы хануккии изготовлялись преимущественно мастерами-евреями, работавшими с бронзой и латунью, и ювелирами, специализировавшимися на филигранных серебряных изделиях. Чешские хануккии, большинство из Праги, имели свои характерные особенности: боковые панели-стойки с фигурами Моисея и Аарона в традиционных для пражских евреев головных уборах.
У хасидов (см. Хасидизм) Галиции в конце 18 в. возникла специфическая версия хануккий, которая получила название Ба‘ал-Шем-Тов (см. Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов). Это подчеркнуто декоративные светильники, снабженные филигранными боковыми стенками; на плоскую заднюю стенку, обычно представлявшую собой широкий картуш, накладывался филигранный декор, восходивший к украинскому фольклорному искусству, иногда позолоченный, но чаще серебряный. В хануккиях этого типа использовались масляные светильники, часто в форме бочонков.
В конце 19 в. в Центральной Европе появились хануккии в виде набора из девяти отдельных подсвечников, сделанных в форме стульев. Они предназначались для детей, и их появление было связано, с одной стороны, с модой на кукольные дома, а с другой - с интересом к древней традиции: набор напоминал ранние хануккальные светильники греко-римского периода.
В хануккиях еврейских общин Северной Африки и Ближнего Востока отчетливо заметны стилистические влияния исламского искусства. В этих хануккиях преобладает декоративное начало, орнаментальность; почти полностью отсутствуют изображения людей и животных, исключение составляют стилизованные фигурки птиц.
В Марокко 16-18 вв. были распространены бронзовые литые хануккии с отдельно отлитыми стаканчиками для масла, а также керамические хануккии, покрытые глазурью. Такие хануккии делали в стране еще в средние века (иногда покрывали глазурью и каменные хануккии); возможно, этот обычай был связан с запретом на глиняные светильники (см. выше): глазурь должна была скрыть основной материал. В декоре хануккий из Марокко сильно испанское влияние; часто встречаются архитектурные элементы, свойственные мавританскому стилю. Кроме того, в марокканских хануккиях стенку делали, как правило, сквозной, формы были простыми и геометризованными, орнаменты и архитектурные детали (арки, навершия и т. д.) были заимствованы из исламского искусства.
Хануккии из Ирана, Ирака, Сирии, Йемена также исполнены и декорированы в соответствии с традициями исламского искусства. В этих странах евреи многие века продолжали пользоваться круглыми хануккиями из камня, глины или металла, формы которых сохранились еще со времен Вавилонского Талмуда. Бронзовые или латунные литые хануккии 16-20 вв. представлены двумя основными типами: с ажурными треугольными стенками, где все элементы включены в единую вязь, или с широкими прямоугольными элементами, в которых сочетаются большие отполированные плоскости, отражающие свет. Преобладающие мотивы и в тех, и в других - звезды, полумесяцы, птицы, хамса (распространенный на Востоке охранный амулет в виде раскрытой ладони). Характерная особенность этих хануккий - стеклянные сосуды для масла.
Хануккии кочинских евреев первоначально создавались по образцам, завезенным еврейским путешественниками из Испании, которые приезжали в Индию еще до завоевания ее Португалией, и этот тип хануккий сохранялся там на протяжении веков. Одновременно, начиная с 15-16 вв., сефардские традиции начали смешиваться с местными, в результате чего возникла особая, предельно простая форма хануккии, состоявшая из массивной задней стенки и резервуаров для масла и построенная на четких, легко читающихся силуэтах.
В 20 в. оригинальные хануккии были почти повсеместно вытеснены образцами массового изготовления, выполненными преимущественно в технике штамповки. Они обычно делаются на основе старых образцов, иногда слегка модернизированных, чаще всего - по типу синагогальной хануккии, напоминающей менору. Художники, создающие хануккии, как правило, акцентируют внимание на духовном и мистическом смысле этого обрядового предмета: отсюда приверженность к отполированным поверхностям, многократно отражающим и усиливающим свет, широкое использование ивритских букв, декларирующее связь с еврейской традицией, поиск символических образов, воплощающих историю еврейского народа. Серебряная хануккия «Масада» американского художника М. Цабари (родился в 1935 г.) представляет собой модернистскую конструкцию: горизонтально ориентированная волнообразная масса, прочеканенная и отполированная, в которую вмонтированы подсвечники и шаммаш. Полированная бронзовая хануккия американского художника Д. Аронсона (родился в 1923 г.) «Ангелы сияния меноры» конструктивно восходит к синагогальным светильникам, она декорирована крупными экспрессивными фигурами, которые в сочетании с искривленным стволом хануккии и колеблющимся светом создают ощущение крайней напряженности. В противоположность ему английский скульптор Б. Элкан строит хануккии на строгих неоклассицистических формах («Иуда Маккавей», 1946-56).
отсюда А вот два небольших польских светильника XIX века, несколько отступающие от канона: они уподоблены фасадам маленьких синагог. Кажется, откроешь дверь - и попадешь в старую Польшу..
А ханукия из Польши позапрошлого века, где металл в виде листа бумаги живо напоминает украинско-польское народное творчество - бумажные узоры ("вышиванки"). Узнаем в узоре дубовые листья и кедровые орешки.
На немецком светильнике XVIII века изображены Моисей со скрижалями завета и его брат, священник Аhарон. Почти все немецкие ханукии богато орнаментированы, очень нарядны. Славились своим искусством мастера Аугсбурга и Нюрнберга! Распускаются в вазах цветы: это символ "эц хаим" - древа жизни, важно восседают орлы, сплетают хвосты морские коньки.
Светильник из Алжира повторяет линии мусульманских строений.В восточных общинах изделия нередко украшены изображением кисти руки - хамсы, полумесяцем, звездами. Поблескивает современный марокканский светильник, сплетенный из бисера. Им никогда не пользовались, он и задуман был как сувенир для туристов. Есть ханукии и вовсе без украшений, вырезанные в форме горящего пламени. В восточных общинах изделия нередко украшены изображением кисти руки - хамсы, полумесяцем, звездами. Поблескивает современный марокканский светильник, сплетенный из бисера. Им никогда не пользовались, он и задуман был как сувенир для туристов. Есть ханукии и вовсе без украшений, вырезанные в форме горящего пламени.
Можно найти и героическую тему в ханукальном искусстве, недаром праздник связан с победой Маккавеев. В Турции, где ханукальные светильники не были распространены, художник придумал вот что: он разрезал пополам поднос и одну из частей превратил в ханукию, изобразив на ней чеканкой многолюдную сцену. Юдифь отсекает голову Олоферну, вдалеке ассирийские войска покидают город, здесь же Аhарон, совершающий жертвоприношение. Кстати, это пример важной особенности еврейского искусства: любой обиходный предмет может возвыситься и стать предметом ритуала. Так и говорят: возвышение по уровню святости ("маалот ба кодеш"). Из свадебного платья можно сшить завесу для ковчега, а из пеленки, в которую завернут ребенок во время обрезания, делают пояс для бархатного футляра Торы. Среди светильников есть несколько таких возвысившихся: массивная польская ханукия переделана из часов, современная ханукия из Марокко сделана из... консервных банок и разноцветных лоскутов. Даже зубчики банок служат украшением, играя свою роль в общем замысле.
В в разделе иудаики музея Израиля целая стена отведена ханукальным светильникам. Рассматривать их можно бесконечно. Экскурсионные группы всегда задерживаются здесь. Все они собраны здесь вместе - ашкеназийские и сефардские, новые и старые. "Ам эхад, паним работ" ("Народ един, а лиц у него множество") - эти слова приходят на память, когда смотришь на изделия, созданные в разные эпохи разными мастерами. Сделаны они из серебра, бронзы, меди, есть и фарфоровые.
А какими были самые ранние светильники? Сейчас они лежат в отдельной витрине. Маленькие глиняные сосуды хашмонейского времени (III век до н. э.), с двумя отверстиями - для масла и фитиля. Они могут поместиться в ладони. Какой же долгий и замысловатый путь был проделан от этих простых форм к изысканным ханукиям позднейшего времени...
chanuka.ru ханукия в еврейском искусстве