С другой стороны гриба

Jun 17, 2010 05:10


Снова про красоту, но вид с боку.  С изяЧного, презентабельного, скуШного боку...
Если раньше было о том, почему нет смысла, теперь о том, почему он есть. Поскольку ничегошечки однозначного в реальности не встречается.

Люди, с которыми мы общаемся, так или иначе создают в своем сознании наш образ, основанный на восприятии нашей внешности, манер, поведения, речи.
Имидж - образ, слепок - то, что в чужом сознании будет обозначено моим именем.
Многочисленные исследования показали, что от 65% до 80% информации о человеке идет через невербальные каналы восприятия.
Причем, впечатление от первой встречи формируется в течение первых десятков секунд знакомства и первых десятков секунд беседы.
Впечатление, которое мы производим, может оказаться решающим например, при приеме на работу. Более того, то, как воспринимают нас окружающие, во многом определяет нашу жизнь, наш успех в работе и бизнесе, даже отношение к нам продавцов, таксистов и попутчиков.

С древнейших времен одежда служила не только для защиты тела от холода и зноя, но и сообщала некие сведения о своем владельце. Шкура тигра - о смелости охотника, ожерелье из клыков - о количестве трофеев, перья в головном уборе о статусе, узоры на ткани о мастерстве рукодельницы и так далее. В четко структурированном феодальном обществе одежда служила больше чем просто защитой от холода или знаком личного благосостояния - она означала принадлежность к определенной группе, и каждый должен был носить костюм, соответствующий его положению. Костюм определенного фасона и цвета был символом социального статуса человека и определял его принадлежность к группе - университет и цеховая корпорация, городской патрициат, монашеский и рыцарский ордена имели свои четко определенные особенности в одежде.
Нельзя было носить не соответствующий статусу костюм: за преступление члена корпорации (а им в этот период был каждый) могли лишить права носить костюм данной корпорации.
Расцветки, фасоны, аксессуары никогда не существовали в отрыве от их информационной ценности. Форменная одежда демонстрирует отличия от других людей, общественное положение, принадлежность к той или иной национальной или неформальной культуре, финансовое положение и многое другое. А когда мы выбираем ее сами, мы сообщаем еще больше.
Вот об этом и спич.


Нормы и ритуалы регулируют процесс общения, репрезентируют средства проявления вежливости, обеспечивают возможность адекватного понимания, являются социокультурными ориентирами... и попросту экономят время и энергию.
Ритуальной и церемониальной одежды с точки зрения этикета я касаться не буду. Мне интересна одежда, имидж, внешний вид, как средство коммуникации.
Ученые рассматривают этикет не только как специфическую коммуникативную систему и особую форму поведения, но и как определенную систему знаков.
Началу общения обычно предшествует стадия ориентации, когда каждый партнер определяет свою тактику поведения.
Для того чтобы осуществить такой выбор, необходимо учесть все параметры коммуникативной ситуации, и прежде всего соотнести свой статус со статусом партнера.
В качестве дифференцирующих при оценке коммуникативных статусов выступают такие признаки, как пол, возраст, общественное положение, национальная и конфессиональная принадлежность и некоторые другие.
В целях самопрезентации и упрощения стадии ориентации мы и используем систему условностей в конструировании собственного имиджа.
Более свободные формы поведения обычно приняты среди друзей или сослуживцев, в среде равных.
И, наоборот, этикет строго регламентируется, когда социально-иерархические различия между людьми имеют ярко выраженный характер, например, в ситуации начальник - подчиненный или священник - мирянин.
Этикет соблюдается более строго во время праздников и ритуалов, чем в повседневной суете, в быту.
Но и в быту нас заботит то, как мы выглядим в глазах других.


Мы все хотим уважения, ожидаем уважения и считаем себя вправе рассчитывать на него. Мы все оцениваем людей с точки зрения их уважения к нам и платим им за это симпатией или антипатией.
Оставив в стороне психологические и культурологические причины, я остановлюсь на чисто практическх , утилитатных аспектах связи уважения и визуального образа.
Каким образом мы можем выразить уважение к окружающим?
Какие способы передачи мы используем?
Насколько мы действительно уважаем близких и первых встречных?
И как они наши действия оценивают?

Как бы это не возмущало высоко духовных ревнителей “истинных ценностей”, но люди «встречает друг друга по одежке». То есть, по внешнему облику. Просто, обычно, это первое, что мы воспринимаем. Самое банальное и самое важное.
Какие из людей, идущие навстречу, нам симпатичны, какие - раздражают? Есть определенные рамки приличий, общественный вкус, границы приемлемости и общепринятая эстетика, не говоря уже о наших личных пристрастиях. На всех не угодишь, да и не надо.
Где находится «золотая середина»? Находясь в пределах допустимого, человек заслуживает одобрение окружающих и, напротив, переступая черту, он возмущает и шокирует.
Общеизвестно? И да, и нет.


Во-первых, есть некоторое количество бунтующих “вечных тинэйджеров”, которые всегда в оппозиции к любым социальным договорам. Им очевидное - не писано.

Во-вторых, все мы ежедневно видим блондинок с отросшими темными корнями волос, небритых мужчин и т. п. Они тоже часть общества. И вовсе не обязательно худшая. Только несколько иначе определяющая для себя рубежи. Не задумываясь над этим, они выражают некоторым из нас, тем, кто более щепетилен, недостаточное уважение, а мы платим антипатией.

Неухоженные волосы, облупившийся лак на ногтях, отсутствие педикюра в открытой обуви, непродуманный костюм, недовольное выражение лица, неуклюжая походка, вульгарные позы... все это может раздражать, вызывать презрение или просто сообщить о нас чуть больше, чем нам хотелось бы.

Почему, собираясь на свидание, мы тщательно обдумываем все то, чем позволяем себе пренебречь в другое время?
Мы хотим понравиться. То есть, невербально сообщить партнеру о максимуме уважения к нему. Как минимум. Бессознательно мы оцениваем его и презентуем себя.
Нарушая же этно-кульурные обычаи, принятые в конкретном обществе, мы ясно сообщаем, что не собираемся никому нравится, пренебрегаем мнением окружающих, а может быть и хотим оскорбить. Внешний вид - очень информативное средство коммуникации.

Не судить о людях "по одежке" - плохой совет.
Начиная с атрибутики молодежных неформальных движений и заканчивая дизайнерской одеждой, сообщаем о себе очень многое, мы обмениваемся информацией о социальном статусе, доходах, вкусах, убеждениях, принадлежности и отношении.

Точно так же, как в первобытных обществах перо в прическе и серьга в носу несут информационное сообщение, так и в современной цивилизации мы обмениваемся десятками посланий нюансами внешнего облика. Даже тот, кто считает себя «выше этого», кто полагает, что одевается, чтобы прикрыть тело от холода, а свой выбор почитает случайным, демонстрирует окружающим целую гамму отношений от «плевать я хотел на ваши предрассудки» до «в отличие от вас я существо сугубо духовное».
Свое хорошее отношение к человечеству мы демонстрируем тем, что стараемся учесть вкусы и пожелания незнакомых нам людей и не шокировать их. Как и наоборот, «неприличная» одежда прямо заявляет о презрении к тем, или иным общественным приличиям. Протест против рамок, догм и ригидности социума был заложен в одежде детей-цветов, панков, вместе с функцией «опознания своих».

Самым простым примером информации будет обручальное кольцо или красные узоры на руках индийской невесты. Самые сложные сигналы - понятные только посвященным.
Нет и не может быть более или менее «правильного» отношения к манере одеваться, но есть возможность осознавать те сигналы, которые несут детали нашего облика. Просто для того, чтобы сообщать о себе ровно то, что хочется.

Как бы я не относилась к своему телу, я не стану обтягивать одеждой жировые складки или обнажать костистые его части. Тем самым я извещаю окружающих, что я в курсе наличия разных точек зрения и уважаю их право на них.

Я ношу кеды и одежду ярких цветов, честно предупреждая, что я не слишком ортодоксальна.
Если я надену туфли на двенадцатисантиметровой шпильке и платформе, декольте и яркий макияж, я тем самым сообщу мужчинам, что я "в тонусе", а женщинам - что я "на тропе войны".
Но в официальной обстановке я вполне традиционна, потому что я уважаю традиции и ритуалы общества, в котором нахожусь, даже если это не мои традиции. Мне нисколько не сложно накинуть что-то "скромное", если я намереваюсь осмотреть ислмские достопримечательности или погулять по ортодоксальным районам, я разуюсь в буддийском Вате и в мечети, я прикрою голову в христианском храме. Не потому, что я верю во что-то или разделяю ценности конкретных людей, я просто выражу уважение к их обычаям.

С той же легкостью я надену костюм в присутственное место, вечерний наряд в театр и купальник на пляж.
Ценители лейблов сразу увидят, что я человек не их круга. Но если я соберусь своей одеждой известить всех о своих доходах и претензиях, я отправлюсь за "именными" вещами и драгоценностями. На дипломатические приемы, к слову, не принято надевать никаких часов, кроме швейцарских. А к вечернему платью не надевают бижутерию. Соблюдая дресс-код в ситуациях требующих соблюдения, я сообщаю о своем уважении данной социальной группе, демонстрирую свою осведомленность и то, что называется "быть в теме".

Не обнажаясь, я извещаю женщин, что не представляю угрозы и не агрессивна сексуально. А мужчин, - что вполне удовлетворена жизнью и уверена в себе настолько, чтобы рассчитывать на более утонченные способы флирта или что я вообще не намерена «охотиться».
Перед своим избранником я постараюсь предстать в том виде, который будет наиболее приятен его глазу, а не моему вкусу.

Моя внешность - не мое дело, она не спрятана под паранджой и, уважая окружающих, я обязана думать о впечатлении, которое произвожу.
Конечно, если хочу чего-то от окружающих.

Все просто.
Если приходишь просить в долг пару тысяч, сними бриллианты.
Если хочешь получить кредит на пару миллионов - надень.
Если хочешь показать, как ты "крут" купи дизайнерскую одежду, не хочешь, чтобы тобой заинтересовалась налоговая полиция - будь скромнее.

Если дама намерена "поохотиться" и ее целевая аудитория требует обесцвеченных локонов и чулок-сеточки, логично и адекватно будет соответствовать целям "охоты". А если дама рассчитывает "заарканить добычу" иного сорта, стоит сменить имидж.
Если есть цель вызвать зависть, ненависть и острую конкуренцию, это один стиль, если цель понравиться - другой.
Все мы, так или иначе, интуитивно чувствуем это, а результат зависит от нашей адаптированности к условиям, эрудиции и вкуса.


Все сказанное в полной мере относится и к запахам.
Избыточность парфюмерии, запахи тела, перегар, табачный дух могут оттолкнуть сильнее и быстрее, чем грубость.
И наоборот, тонкие ненавязчивые ароматы, запахи мыла, зубной пасты и горячего утюга - еще один способ выразить уважение.
Правда, то, что хорошо с точки зрения социальных ритуалов, может быть не выгодным с точки зрения ритуалов биологических. Будучи приматами, мы осуществляем выбор, руководствуясь и биологическими мотивами тоже.
Забавно, что запахи, адресованные не нам, вызывают у нас отвращение при относительной их нейтральности. Излишне сексуальные тяжелые духи - это призыв к самцу, озабоченному поиском самки для спаривания, остальных присутствующих они вряд ли порадуют. Естественный запах подростков, переполненный разнообразными гормонами, вызывает тошноту у взрослых сексуально удовлетворенных особей.
И для самки в эструсе, привлекательны запахи, неприятные в другое время. Кстати, многие беременные женщины очень тяжело переносят аттрактанты зрелых сексуально активных мужчин.
Считается, что прием гормональных контрацептивов извращает восприимчивость самки к запахам. Вместо ориентации на “дальних” самцов, самка испытывает влечение к аромату самцов, напоминающих отца и брата.

Голос: звук, тембр, громкость, интонации, скорость и ритм речи - 
это тоже поле для деятельности.
Смешно сказать, но прочтя во втором классе “Трех мушкетеров”, я на всю жизнь запомнила, что Миледи, “обладая от природы резким голосом, искусно его смягчала”.
По интонациям, произношению, смеху мы очень многое узнаем о человеке, о происхождении, воспитании, образовании, сексуальности и манерах.
Многое мы сообщаем непроизвольно и не меньше в состоянии выразить осознанно.
Когда мы говорим с родителями, младенцем, желанным сексуальным партнером, наш голос меняется. Мы меняем интонации в зависимости от настроения, состояния, отношения, места и времени.

Мы хотим нравится. И не хотим слышать окрики, истерики, скандальные нотки, ворчание, нытье, сюсюканье, хамские тон, базарные интонации, жеманность и манерность, громкий разговор за соседним столиком, стоны и вопли за стенкой, грубый хохот и вульгарную речь.
Громкий голос как способ привлечения внимания и излишне заливистый смех говорит нам о присутствии представителя вполне конкретных кругов.
Холодным, хорошо поставленным голосом мы выговариваем, отпугиваем и “ставим на место”.
Особенно важно, чтобы для близких наш голос звучал мягко и нежно в любые минуты.
Оттенком интонации можно напугать сильнее,чем бранным словом. Когда нам звонит ребенок, мать, возлюбленный, как бы ни были озабочены, усталы, расстроены, мне кажется, мы должны собраться и не пугать, не огорчать любимых, не отдавать им негативные эмоции для них не предназначенные. Ведь и мы не хотим слышать резкости, спровоцированные не нами.

Но, кроме голоса, мы способны издавать и другие звуки. И чем эти звуки тише и незаметнее, тем больше наше уважение друг к другу. Сморкание, кашель, чавканье, чмоканье и прочие естественные звуки могут быть неприятны окружающим в нашем обществе. А, скажем, в японском или китайском обществе суп полагается есть максимально шумно, а сморкание после поедания острой пищи - комплимент хозяйке.


Не менее важно и уменее слушать. Тихо, внимательно, глядя в глаза, с соответствующим речи рассказчика выражением лица. Для нас не трудно, а для говорящего важно и нужно. Слушать и кивать, произносить междометья, задавать уточняющие вопросы, выражать заинтересованность. Это вежливость, учтивость, уважение.
О мимике и жестах написано очень много. Но я нигде не встречала указания на то, что выражение наших лиц мы должны хоть иногда контролировать для того, чтобы не причинять ущерба окружающим. А ведь это так понятно. Особенно, если вспомнить, что думают о выражениях лиц русских людей иностранцы. Нет, если вам без разницы, ходите угрюмые, напивайтесь и падайте лицом  салат - дело хозяйское. Но если не без разницы - может стоит задуматься, что мы являем миру? И чем нам мир за это платит...
Иногда, глядя на пожилых людей, я вспоминаю чью-то мысль о том, что молодость непроницаема, но время вырезает на лицах рассказ о тайных пороках и скрытых страстях.
Как мало осталось благообразных старушек, как много стало злобных брюзгливых бабок!
Наверное, стоило бы заранее позаботиться о привлекательности будущих морщин, тем более, что психосоматика работает в обе стороны и милое выражение лица создает самому себе приятное настроение. А окружающим и подавно.

Время от времени пытаюсь объяснить и девицам, и замужним дамам, что их жизнь станет гармоничнее, если они дадут себе труд контролировать лицо и жесты. Никого не касаются тайные движения наших душ, никого не должны тревожить мимолетные злость, раздражение, боль, грусть. Я не хочу, отвлекаясь от работы, задумываться о том, почему надулась секретарь или рассеян юрист. Или скажи человеческим языком, или не корчи рожи.
Давайте признаемся себе, что если мы хотим скрыть от окружающих, что у нас на душе, мы успешно это сделаем. А вот если захотим, чтобы все спрашивали "что у вас случилось?", придадим лицу любое из набора интригующих мин.

Для ребенка выражение маминого лица может в миг обрушить целый мир. Для влюбленных в нас наше угрюмое выражение - предвестник страшных бед. Я не имею в виду ни лицемерие, ни подавление эмоций. Если вы обратите внимание на пьяных людей или истеричек «в образе», вы поймете, о какой степени кривляния я говорю.
В любом случае, все мы знаем и умеем «делать лицо» при необходимости. Мне кажется, что не делать мины и не строить рожицы, а «лепить» лицо вместе с конструированием характера, образа жизни, привычек, это не только полезно от морщин, но и помогает в общении.
Все то же можно отнести и к позам, и к движениям.
Можно поговорить и о прикосновениях, но в свете выбранной темы, мне кажется, лучшей идеей будет: не толкаться, не задевать прохожих, не хватать руками того, о ком вы не знаете, любит ли он чужие прикосновения.
Можно говорить очень долго, только зачем?
Мне кажется, демонстрация уважения к другому - фундамент отношений.
Остальное построим.




стереотипы, угол зрения

Previous post Next post
Up