Дофаминовая зависимость

Apr 22, 2010 01:17



Теперь о том, что с вами сделала ваша «любовь» и насколько это вам, действительно, нужно.
Вы потеряли покой, сон и способность ясно мыслить, вам трудно сосредоточиться, ваше настроение раскачивается от страха к экстазу и от отчаяния к эйфории... В таком режиме долго жить нельзя. И даже не потому, что вы не сможете трудиться и решать задачи, получать новые знания и осваивать новые навыки, а потому, что нервная система не в состоянии долго жить в ALARM!-режиме.



Почему все это с вами произошло? Ну, конечно, не потому, что написано в романах и поэмах, и не потому, что ваш возлюбленный выше всяких похвал, и даже не потому, что вы - романтическая натура... нет.
Исследования показали, что у людей, которые недавно встретили свою любовь, и у людей, страдающих  неврозом навязчивых состояний, одинаково низкий уровень медиатора серотонина.



Другими словами, дофамин подавляет серотонин, что, в свою очередь, вызывает навязчивые состояния, одним из которых и является пресловутая «любовь». Сон вы потеряли, а сердцебиение приобрели в результате повышения уровня содержания в вашей крови дофамина. А для нормального сна, хорошего настроения и жизнерадостнисти необходим серотонин. Понимаете разницу между эйфорией и радостью? Между экстазом и весельем? Значит, вы понимаете и разницу между дофаминовым счастьем и серотониновым. Кстати, именно по причине различий в серотониновом обмене, мужчины зачастую удивляются женской импульсивности и отсутствию самообладания, не говоря уже о стишках, воздушных шариках и романтических смс-ках. Вы помните, как для вас выглядит влюбленный человек, когда вы сами не влюблены? Сумасшедшим. Примерно так влюбленная женщина выглядит в глазах мужчины.



Итак, у вас нарушения сердцебиения, потеря сна и аппетита, лабильность настроения, трудность при сосредоточении и запоминании... При этом, это то самое состояние, которое является для вас желанным, о котором вы мечтаете... Состояние, которое в 9 случаях из 10 закончится тяжелым «похмельем» - состоянием абстиненции в результате падения уровня дофамина от неудачи в отношениях, разлуки, или рассеивания иллюзий... Состояние, при котором вы находитесь в беспомощном и зависимом положении...
Придется признать: вы наркоманы, господа!



Есть некоторые социальные последствия этой специфической наркомании. Во-первых, мужчина, склонный к дофаминовой зависимости никогда не будет альфа-самцом, как и женщина - альфа-самкой. Во-вторых, главенство в паре тоже будет зависеть от этого. Что в переводе на человеческий социум означает вполне определенное соотношение ролей. Стоит ли удивляться тому, что общество патриархально, если женщины в большинстве своем - дофаминовые наркоманки?
Что же происходит с теми, кто томится без любви, постоянно влюбляется и тоскует по любовному экстазу?
Ну, поскольку дофамин подавляет серотонин, то картина вполне предсказуема. Вы встречали вечно страдающих, меланхоличных дам, которые находятся или в любовном экстазе, или в глубокой депрессии потому, что возлюбленный уехал в отпуск, не столь же пылок, как она и так далее? Они страдают без любви, потом страдают от любви и так всю жизнь с короткими перерывами на эйфорические состояния, за которыми они, собственно, и гонятся.



Очень часто эти дамы остаются одинокими, несмотря на сексуальную привлекательность. Когда они влюблены, партнер замечает, что дама его не видит. Она говорит ему о любви, посвящает ему оды, занимается с ним любовью, но не видит его. Все просто. Что бы ей не рисовалось в ее амфетаминно-морфиновых иллюзиях, личность партнера имеет третьестепенное значение. Именно такие дамы «любят несмотря ни на что» убийц, насильников, педофилов и воров потому, что личность для них не важна, важно лишь использовать объект для извлечения как можно большего количества наркотиков. Для таких романтических особ партнер - даже не дойная корова, а забор, об который корова трется, удовлетворяя потребность почесаться. Партнер это чувствует и отстраняется. А дама переходит от одного забора/партнера к другому в поисках новой дозы...
Довольно часто, если события развивались достаточно быстро, а дофаминовый наркоман оказался достаточно хитер, чтобы запутать партнера, они вступают в брак. Каков же брак с наркоманом? Как и с обычным. Когда уровень наркотика в крови падает, ДН пытается поддержать его всем доступным арсеналом романтических инструментов: соответствующей музыкой, романами о любви, мелодрамами, стихами и любовными посланиями. Поскольку партнер ДН менее всего склонен переключать футбол на сериал, и отвечать на полмиллиона эсэмэсок в день, наркомана постигает глубокое разочарование. Он какое-то время пытается смотреть футбол, «покупая» таким образом то, обо что может «почесаться», но вскоре понимает, что доза не удовлетворяет его. Эндорфинов, получаемых в результате секса, не хватает, поскольку заниматься любовью по 5 раз в день в течение длительного времени не возможно, а меньшее число не покрывает дофаминовой недостачи. К удивлению супруга, ДН становится раздражительным, плаксивым, что называется «истеричным». Супруг в непонятках, а наш ДН начинает мечтать о любви, «влюбляться» в персонажей, актеров кино или более материальных партнеров. Дальше, как карта ляжет...



Я близко знакома с мужчиной, меняющим партнерш каждые 4-4,5 года. И с женщиной, не способной выйти замуж из-за регулярно возникающих новых «любовей» и возрождения старых. У них растут дети, родители которых не в состоянии «соскочить» с дофаминовой «иглы»...
Когда эти люди восклицают «почему у меня такая судьба?», «почему мне не везет в любви?», им отвечают... но они не верят. Как не верят никотиновые наркоманы в свою зависимость, как не верят любые другие. Если посчитать время «кайфа» и время «ломки», если взвесить потери, такой выбор покажется абсурдным: цена слишком высока. Но они платят ее не потому, что как считают «сделали выбор», а потому, что находятся в жесткой химической и психологической зависимости.



И платой за такой «выбор» становится изменение химических процессов мозга, приводящие к депрессиям, подозрительности, сниженному настроению, бессонницам, психосоматическим заболеваниям и обсессивно-компульсивному неврозу. В социальном плане они испытывают трудности в карьере, им сложно взбираться по социальной лестнице, делать деньги, решать сложные задачи, учиться, словом, заниматься созидательной деятельностью.
По сути своей, эти люди подобны подопытным морским свинкам нажимающим и нажимающим на педальку, посылающую импульс к центру удовольствия...



Существует и обратный вариант зависимых - это трудоголики и карьеристы, у которых дофамин явился полжительным подкреплением гонки за успехом в ущерб любовным и семейным отношениям... но хрен редьки не слаще.
Альтернативой любовному дофаминовому «кайфу» является серотонин.






Начало: Любовь и эндорфины, Любовь и дофамин, Любовь как сверхценная идея

продолжение Любовь минус серотонин

гормоны, любовь

Previous post Next post
Up