5 сентября, среда.
За ночь вставали несколько раз - арбуз на ужин не самая хорошая идея. Под утро меня растолкала жена:
- У палатки кто-то шелестит пакетом с мусором.
- Спи. Хватит придумывать ерунду. Это ветер. Скоро вставать - не выспишься.
Проснувшись и выглянув наружу, я не обнаружил на месте свои сандалии. Один лежал метрах в пяти от палатки, а второго вообще не было видно. Пришлось обуть кроссовки и, вручив каждому по фонарику, прочесать прилегающий лес. Буквально на глазах светало, и всех нас удивило количество обуви в лесу. Тут были и кроссовки, и туфли, и даже чьи-то резиновые сапоги, но вся обувь исключительно по одной штуке, как будто клептоман притащил её сюда. Пройдя весь лес по радиусу около 50 метров, украденную обувь так и не смогли найти. Вернувшись к палатке, обнаружили, что пакет с мусором раскрыт, а вчерашние арбузные корки надкусаны. Если изначально я грешил на лису, то теперь стало понятно, что это всеядный зверь с небольшим ртом и узкой челюстью - скорее всего енот. Именно енот имеет любопытную натуру и запросто мог украсть сандаль.
Дальнейшее утро прошло в трауре по исчезнувшей обуви, в воспоминаниях о том, сколько мы с ней вместе пережили и в проклятиях в адрес полосатого вора. Вспомнилась старая традиция на одной из баз отдыха в Псковской области, когда граждане отдыхающие для того, чтобы вернуться в это место ещё раз, брали старую обувь и закидывали высоко на ветки сосен. Поступил аналогично. Нашёл подходящие ветви на ближайшем дубе и с первой же попытки закинул туда одинокий сандаль, который расклинился между веткой и стволом дерева. Будем надеяться на встречу с Македонией ещё раз - здесь есть масса интересного, на что у нас просто не хватило времени.
Выйдя на равнину, македонский автобан А2 выпрямился в идеальную прямую и стал платным. На первом же пункте оплаты не смогли дать сдачу в евро и насыпали местных денар - банкноты у них очень красивые. Дальнейшие пункты оплачивали попеременно македонской валютой и евромелочью. Платить местной валютой оказалось выгоднее.
Несмотря на статус автобана и относительную пустынность, разогнаться здесь нельзя - достаточно часто стоят камеры контроля, что, в принципе, не мешало местным на бескамерных участках узнавать максимум возможностей своего автомобиля. Мы же ехали спокойно, на круизе, остановившись лишь один раз, в Куманово, чтобы заправить автомобиль дешёвым македонским дизелем. Непонятно по какой именно причине, но топливо в этой маленькой и одной из самых бедных стран Европы гораздо дешевле, чем у соседей.
Красивые македонские денары.
На пограничном переходе «Табановце - Прешево» было очень оживлённо - это один из основной транспортный коридор между Грецией, Болгарией и странами центральной Европы. На досмотре стояло много грузовиков и автобусов. Македонцы поставили рекорд - за 4 минуты мы проехали их - это быстрее чем где-либо, у сербов провели 10 минут. И это всё благодаря безвизовому режиму между нашими странами - очень удобно и приятно вот так пересекать границы!
Километров через 20 автобан закончился, и стало понятно, что уложиться в отведённое по плану время мы уже не сможем. Дорога сузилась и превратилась в сплошную вереницу из автомобилей, которая изгибалась словно змея, повторяя изгибы горных отрогов, густо покрытых лесом. Надо сказать, что сербы делают всё, что могут, и периодически мы видели участки строящегося полноценного автобана. Ну а пока участок протяжённостью около 70 километров отнимает не менее полутора часов.
На автобане А1, по которому со скоростью 120 км/ч мы ехали на север, обнаружили несколько мест, где часто бывают туманы. Узнали об этом по дорожной разметке и поясняющим знакам. На обочине с определённым интервалом нанесены метки, а на поясняющих щитах (их 3 штуки подряд) написано, что в тумане необходимо следить за точками (метками). Если видно три метки вперёд, то всё нормально, скорость можно не сбрасывать. Если видны только две метки, то необходимо ехать не быстрее 60 км/ч, а при видимости только одной метки - не быстрее 40 км/ч. Честно говоря, нигде больше такого не видели и, наверное, это действительно удобно и позволяют водителю держать безопасную дистанцию в густом тумане.
Останавливаться на обочине на автобане нельзя (впрочем, также как и у нас), поэтому фотографию взял из интернета.
Проезд по автобану А1 платный - примерно за 480 км пути мы отдали 1650 динар (чуть больше 1000 рублей), оплатив почти всё картой. Вообще, платные автодороги Сербии можно сосчитать на пальцах одной руки, но тенденция такова, что скоро и более мелкие автодороги станут платными.
С автобана съезжали около города Субботица, что находится в автономном крае Воеводина, почти на границе с Венгрией. В саму Венгрию можно попасть через три пограничных перехода. Основной нам не подходил по причине практически постоянной высокой загруженности, и на венгерской стороне от него начинался платный автобан, что также нас не устраивало. Ещё в Ливади немного свободного времени я потратил на корректировку планов и нашёл отличный кемпинг в провинциальной Венгрии - именно туда мы и держали путь, а самым подходящим пограничным переходом был второй по значимости «Келебия-Томпа». В Субботице спросили про дорогу к границе у соседей по потоку, стоя на одном из светофоров, а также заехали за продуктами в отличный супермаркет «MAXI».
Пекарня, недалеко от границы с Венгрией.
Перед границей была огромная вереница из фур, которую мы объехали, где по встречке, а где по встречной обочине, следуя за легковыми автомобилями самих сербов. Причина длительной проверки фур стала понятна - их пропускали через рамку-сканер. Меры досмотра были серьёзно ужесточены в последние годы, когда через эту границу в благополучную Европу массово рвались беженцы с Ближнего Востока. Вот и нас сербы пропустили очень быстро, а венгр-таможенник тщательно допрашивал, заглядывая в глаза и наблюдая за реакцией. Его в первую очередь интересовали запрещённые к провозу товары - табак и алкоголь. Все формальности прошли за 40 минут и совершенно спокойно провезли через границу чудесную сербскую ракию, чуть больше положенного.
Едем в Кишкунхалаш.
Очень часто люди живут, как раки-отшельники и совершенно не знают, что находится вокруг них. Именно такая мысль посетила нас, когда искали кемпинг в Кишкунхалаше (Kiskunhalas) - все опрошенные лишь пожимали плечами. Благо городок не очень большой и найти нужное место удалось самостоятельно. Я сходил на стойку регистрации и узнал про цены, от которых очень сильно удивился - 6400 форинтов (около 20 евро). Дело в том, что данный кемпинг позиционируется как термальный, то есть предоставляет широкий круг возможностей, которые для постояльцев бесплатны. На территории стояли преимущественно немцы и изредка итальянцы. Когда проезжали мимо одного из немецких автодомов, нас по-русски окликнула женщина: «Не может быть, русские сюда добрались! Вы откуда?». Я остановился и выглянул в окно: «Транзитом едем из Греции». Оказалось, что эта женщина замужем за немцем, проживают они недалеко от Штутгарта, второй год подряд ездят отдыхать в это место и им тут очень нравится. Я не стал вдаваться в подробности, но судя по лёгкому акценту в речи, живёт она в Германии достаточно давно. На правах более опытного постояльца рассказала нам обо всём, что в кемпинге имеется, что позволило нам, не тратя напрасно время и наспех поставив палатку, приступить к релаксу. Заняться было чем: в здании - большой плавательный бассейн с прохладной водой, средний бассейн с тёплой водой (для занятий аквааэробикой), средний бассейн с горячей лечебной водой и массажными струями, пара саун, холодная купель, на улице - большой плавательный бассейн, мелкий бассейн для детей и небольшой бассейн с лечебной водой, который был постоянно «оккупирован» немецкими пенсионерами. В плане комфорта тоже всё было замечательно - ровный травянистый газон с дренажом, хозблок с газовыми плитами, а в 5 минутах ходьбы пара сетевых магазинов с широким выбором.
Въезд в кемпинг.
Цены.
Хозблок.
Ресторан у въезда в кемпинг.
На территории есть кафе.
Большой открытый плавательный бассейн.
Зона отдыха.
Детский бассейн с подогреваемой водой.
Туалеты. Внутри кабинки приделаны специальные ручки, чтобы пожилым людям было удобно «гнездиться».
Душевые.
Газовые плиты - огромный плюс данного кемпинга.
В местном супермаркете «Спар».
Информация о кемпинге: Napfeny Camping. Адрес: Nagy Szeder István utca 1, 6400 Kiskunhalas, Hungary. Сайт: www.napfenycamping.hu. Стоимость 1 ночи: 6400 HUF
Пробег за день - 766 км.