19 августа, воскресенье.
Утром оказалось, что место живописное, а за кустами всю ночь журчал ручей.
Словацкие платные участки дорог объехали по очень хорошим бесплатным дорожкам, руководствуясь информацией из сети и заранее оценив мизерный выигрыш во времени.
Бесплатный объезд.
Это был первый день с культурной программой по пути. Менее двух часов понадобилось на то, чтобы достичь Венгрии. Сразу после границы чуть было не попали на платный 3-й автобан, но покупать венгерскую виньетку не входило в наши планы. Если хочется посмотреть на страну, то платные скоростные дороги в этом совсем не помощник. Да и вёл автобан немного не в ту сторону, куда мы держали свой путь.
Унылые и депрессивные словацкие поселения сменили опрятные венгерские, с обилием цветов и различных красок. Казалось бы, живут совсем рядом, границы нет, а уровень жизни и отношение к ней кардинально отличается.
Сначала заехали в Тарцаль (Tarcal), где немного поплутали, повернув не там. Зато напали на огромные заросли ежевики и вдоволь её наелись - дети были в восторге. Искали мы установленную на горе над городком статую Христа, который характерным жестом благословлял этот край изобилующий виноградниками и фруктовыми садами.
Винные погреба устроены прямо в склоне.
Парковка в Тарцале.
Дома на крутых склонах используют гору как часть стен.
Нам направо.
Тарцаль.
За горой обнаружили старый карьер, на берегу которого молодёжь устроила палаточный лагерь.
Знаменитые токайские виноградники.
По соседству расположен городок Токай (Tokaj), название которого наверняка вызовет приступы ностальгии по СССР и токайским винам, которые были достаточно распространены и известны среди наших граждан. В последнее время это не так. В самой же Венгрии вино настолько знаменито, что упоминается в национальном гимне. Для венгров это не просто название городка, а название целого региона, который частично находится в Словакии. Сюда приезжают прогуляться среди виноградников, спуститься к многочисленным винным подвалам прямо в склоне горы и продегустировать различные сорта от разных производителей. Наиболее известны 2 сорта винограда, которые занимают львиную долю объёма сырья для производимой продукции: Фурминт и Харшлевелю.
Для производства большинства токайских вин берут заизюмленный на солнце, вяленый виноград, тронутый грибком серой гнили - Асу (Aszu). Из этих ягод изготавливается широкая линейка вин - белые сухие, полусладкие, десертные, включая самое сладкое в мире вино «Эссенция» (Eszencia). Нам же безумно понравился Саргамушкотали - вино из сорта винограда Жёлтый мускат. После дегустации в одном из подвалов мы купили несколько бутылок этого нектара с безумным, непередаваемым ароматом.
Погреб. На улицу выходит фасад здания, а само хранилище в горе позади него.
Ассортимент.
Вина Фурминт и Сарга Мушкотали.
Вино Харшлевелю.
Железнодорожная станция «Токай» (Tokaj).
Заехали в сетевой магазин, чтобы сравнить по вкусу купленное там вино и при разнице в цене в 4 раза оно оказалось никчёмным пойлом, что и следовало, наверное, ожидать от «токайского вина» за 120 рублей.
После обеда, двигаясь исключительно по бесплатным дорогам, достигли границы с Румынией. На КПП «Артанд - Боре» всем занимались румыны. Они и выездные венгерские штампы поставили и въездные румынские. Лишь спросили про цель визита, но услышав в ответ «транзит» быстро внесли данные паспортов в базу. При немалом потоке автомобилей дело спорилось - румынские и прочие номера ЕС проезжали, лишь показав в окно документы, и даже мы, «белые вороны» с заграничными паспортами и визами, потратили на всё 20 минут.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это абсолютно точно подходит к Румынии. Честно говоря, я представлял себе эту страну несколько иначе - рассказы пестрили описанием «медленных» дорог, цыган и гужевых повозок. Ничего подобного! Даже второстепенные дороги неплохого качества и позволяют везде ехать на разрешённом пределе скорости. Гужевых повозок нет, цыгане живут локально и, можно сказать, почти не встречаются.
Для езды по Румынии необходимо приобрести электронную виньетку, то есть оплатить её на сайте, внеся запрашиваемые данные о транспортном средстве. Отказаться нельзя - почти вся дорожная сеть завиньечена и объехать платные дороги фактически невозможно. Благо стоимость не так велика - всего 3 евро за 7 дней. Я покупал на сайте e-rovinieta.ro. Полученную по почте электронную виньетку распечатал, а на границе показал и спросил про валидность, на что получил утвердительный ответ.
Наш путь пролегал в румынский кемпинг, но незадолго до него хотелось посетить место, которое имеет непростую судьбу - крепость Шири. Есть в его истории и русский след, но обо всём по порядку.
Сооружение построено в 13-м веке на доминирующей над окружающей равниной горе. Стены толщиной 130 см и 3,5 метра в высоту в те времена выглядели неприступными. Кроме того имелся внушительных размеров ров. Среди местных низших слоёв населения ходила легенда, что крепость построена дочерью великана. При правлении османов крепость продолжали укреплять, пока воцарившаяся на этих землях Габсбургская империя не разрушила её в 1784 году, исходя из «стратегических причин». Во время венгерского народного восстания 1848-1849 годов австрийский император попросил помощи у Российской империи, и русский экспедиционный корпус внёс решительный вклад в его подавление. Капитуляция повстанцев во главе с командующим Гёргеем произошла в Шири, принимал её генерал Фролов.
Остатки крепости Шири (Siria).
Мы как раз двигались точно так же, как двигался в 1848-1849 годах русский экспедиционный корпус генерал-адъютанта Ридигера - Прешов, Кошице, Токай, Дебрецен, Арад. Но самое поразительное - это как события тех дней и ошибки, допущенные тогда венграми, повторяются в наши дни. Сразу же после объявления независимости венгры провозгласили строительство моноэтнического государства, где полностью исключалось общение на иных языках, что, конечно же, не могло понравиться румынам, словакам и сербам, населявшим восточные земли Австрийской империи. Если Российская Империя и колебалась с решением о вмешательстве, то после массовых притеснений сербов, восставших в свою очередь против венгров, судьба последних была предрешена. Вам это ничего не напоминает?
Саму крепость я заметил издали, километров за десять, но из городка дорогу к ней нашли не сразу. Пришлось дважды опрашивать местных - сначала внесли нотку свежести в румынские посиделки на завалинке, объясняясь исключительно жестами, а затем опросили мужичка, знающего немного английский. Он смотрел на нас, как на пришельцев из космоса, не меньше. Словно не веря своим глазам, спросил, откуда мы и, получив в ответ «Россия», как-то прямо на глазах повеселел, будто вспомнил что-то далёкое и давно забытое.
Автомобиль оставили на парковке рядом с несколькими румынскими и прошлись по лесу около 300 метров до руин. Румынские виды повсеместно напоминали нам среднюю полосу России, и здесь пахло так же как в русской степи, выжженной знойным солнцем и благоухающей горькими степными ароматами.
Вид из крепости.
Когда едешь по Румынии, то среди ничем не примечательных населённых пунктов периодически встречаются поселения цыган. Нет не гужевые кибитки, не шатры и не обшарпанные лачуги, а самые настоящие мини-дворцы. Порой ими застроена целая улица, причём архитектурные проекты не пестрят разнообразием. Возле них трутся молодые люди с густыми и чёрными, как смола, волосами, в рубашках с мелким затейливым рисунком. Мы не стали фотографировать и тем более останавливаться, мало ли какие тут порядки. Покажу изображения с панорам Гугла:
Цыганские дворцы брутальные…
… и более изящные.
В селе Гьорок (Ghioroc) обнаружили трамвайные пути. «В такой провинции есть трамвай?» - моему удивлению не было предела. Оказалось, что это транспортная сеть близлежащего города Арад. Трамваи в нём существовали ещё в 19-м веке.
Непродолжительное время в 1944 году по улицам города бегали одесские вагоны, которые румыны, мягко говоря, «украли». При социализме трамвайная сеть была существенно расширена, в том числе появилась вот такая далёкая ветка в пригороды, которая по пути заходила на местный химический завод.
Перед заселением в кемпинг заехали в одну из местных виноделен - Wine Princess, где помимо погребов имеется пансион, и устраиваются дегустации. Меня встретил мужчина, который на просьбу поужинать отказал, сославшись на необходимость информировать о визите заранее, за 2 часа по телефону. Тогда я сказал, что хочу купить местное вино. Общение шло частично на пальцах, т.к. он хорошо знал немецкий, а английский был даже хуже, чем мой весьма скромный, на уровне «твоя моя понимать». Тем не менее, пришлось выкручиваться. Порывшись у себя в груде бумаг, он протянул мне буклет с описанием вин на английском языке, по которому я смог узнать о них больше и приобрёл пару светлых сухих с различными нотками во вкусе. Забегая вперёд, скажу, что вина не впечатлили абсолютно ничем, и особой разницы во вкусе обнаружено не было - типичное молодое кислое вино наподобие Рислинга. Примерно половину второй бутылки пришлось попросту вылить.
В кемпинге нас приняли весьма радушно. На сравнительно небольшой территории находилось около 15 автомобилей, но мы совершенно спокойно нашли хорошее место с электричеством. По соседству с нами стояли венгры на пикапе и четыре немецких девушки на старом Фольксвагене. Люблю такие маленькие кемпинги, где царит особая атмосфера уюта.
Удобные туалеты и душевые.
Чистые раковины и писсуары.
Место для мытья посуды с горячей водой.
На чём только не ездит народ…
Информация о кемпинге: Camping Route Roemenie. Адрес: Minis 298, 317137 Arad, Romania. Сайт: www.routeroemenie.nl. Стоимость 1 ночи: 18 EUR.
Пробег за день - 517 км.