Достаточно давно мы посматривали в сторону Балканского полуострова. Его пёстрая карта, словно лоскутковое одеяло, и манила к себе и одновременно настораживала. Обилие границ, непростой горный рельеф и немалые расстояния не позволяли осуществить какой-либо адекватный и размеренный план поездки за штатные 2 недели отпуска. В этом году нам впервые удалось получить в своё распоряжение целых 3 недели - это стало сигналом к действию. Нет, этого времени, как и прежде, было недостаточно для полноценного посещения этого региона, и все 23 дня были моментально расписаны «от корки до корки». Отбросив эмоции и включив логику, данный график, скрепя сердце, пришлось несколько раз хорошенько «прорядить».
Ночевать мы планировали в палатке, и посему основной задачей был поиск подходящих для этого мест. Под «автономку» необходимо заранее искать «аэродромы», потому что в пути «на авось» найти хорошее место практически нереально, хотя в нашей поездке по факту получалось по-разному. Каждые 2-3-4 «дикие» ночи решили разбавлять заездом в кемпинг для возврата в полноценные бытовые условия - принять тёплый душ, постирать мелкие вещи, зарядить технику, написать родным о себе и пополнить запас пресной воды.
Чем насыщеннее поездка, тем дольше подготовка к ней. Обычно это занимает несколько месяцев. С раскрученными туристическими местами проблем нет, а вот найти что-то действительно интересное и уникальное непросто. Ещё сложнее рассчитать хронометраж пути, чтобы грамотно распределить нагрузку по дням - с детьми это особо важно. Раньше для вычисления расстояний и времени в пути использовал viamichelin.com, но в этом году переключился на maps.google.ru. Если дорога равнинная и достаточно прямая, то к расчётному времени добавлял 10%, для горных дорог - 20%. Как показала многолетняя практика - это достаточно точные расчёты, но не в случае с картами Гугла и балканскими дорогами. На некоторых участках к расчётному времени можно было смело добавлять 30, а то и 40%. Тем не менее, план был построен максимально гибким - с возможностью изменять место ночлега и перечень объектов к посещению, чем и приходилось в итоге регулярно пользоваться.
Не всегда была возможность что-то подсмотреть непосредственно в пути, поэтому использовали Wi-Fi в различных заведениях, где доводилось останавливаться на обед или ужин. Мобильным интернетом в пути не пользовался по следующим причинам: было жалко потраченного времени на тыканье в экран смартфона, а также дети смотрели на реальную жизнь вокруг себя, а не на электронный мир в гаджете.
За всё время поездки было 18 уникальных мест, где нам довелось ночевать. Именно поэтому на первый план выходила высокая мобильность при разложении и сворачивании лагеря. Старые палатки совершенно не удовлетворяли нашим требованиям - одна была слишком маленькой и душной, а вторая долго ставилась и требовала растяжки с помощью колышков. Я давно смотрел на палатки серии «2 seconds», которые продавались в Декатлоне. Предыдущий автомобиль не позволял перевозить такую - при всём своём удобстве, в сложенном виде она достаточно большая в диаметре.
Новый вместительный автомобиль позволил нам приобрести эту модель палатки и, забегая вперёд, она нас полностью удовлетворила по всем пунктам. У неё, как и у любой вещи, есть свои минусы, но для нас они не стали слишком критичными - невозможно стоять в полный рост и отсутствие тамбура. Выбор остановили на самой большой модели «3 XL Fresh&Black», которую перед покупкой тщательно осмотрели и промерили - по ширине в неё идеально легли 3 самонадувных коврика. «Фреш» в названии - это наличие пары вентиляционных карманов для сквозной продувки палатки, что незаменимо в южных странах/регионах. «Блэк» в названии - абсолютная непросвечиваемость материала палатки, что давало возможность спать с комфортом прямо под фонарным столбом.
После тестовой поездки на новом автомобиле в Крым было решено, что жить без автохолодильника в пути плохо. Различные сумки-холодильники с аккумуляторами холода и термоэлектрические холодильники с эффектом Пельтье - деньги на ветер. «Задушили жабу» с супругой и решили брать компрессорный вариант, да не абы какой, а от профессионалов в этом деле. Продукция Waeco/Dometic в лидерах сегмента, остаётся лишь выбрать свою модель. Нам важно было наличие встроенного адаптера для подключения холодильника как к бортовой сети 12V, так и к бытовой сети 220V. Размер же подбирали исходя из того, чтобы холодильник поместился между передних сидений, где его самое логичное место в автомобиле. В этом случае им могут пользоваться водитель, передний пассажир и все находящиеся на втором ряду. Кому будет интересно -
вот здесь есть хороший обзор линеек этого производителя. Мы же, используя рулетку и силу разума, остановились на модели CF-16 с внутренним объёмом 15 литров. Встал он между сиденьями почти впритык. На всякий случай обклеил малярным скотчем в несколько слоёв, дабы не испортить красивый пластик. Пробное включение до минимально возможной температуры сделали ещё дома. Для охлаждения с +25 до -18 потребовался ровно 1 час. При выходе на рабочую температуру холодильник включается редко и почти не шумит.
Для укладки вещей как обычно, использовали контейнеры из Икеи, только взяли их намного больше, чем могли себе позволить в нашем старом маленьком хэтчбеке Citroen C4. Эти контейнеры хороши ещё и тем, что могут использоваться как сиденья и как министолики и совершенно не боятся дождя. Но самое главное - очень быстрая выгрузка-загрузка, что чрезвычайно удобно при ежедневных переездах. Контейнеры позволяют структурировать багаж - каждый знает, где должны быть его вещи, и собираются членами семьи параллельно, что ускоряет сборы. А я всегда знаю, где и что лежит, могу достать нужную мне вещь даже ночью без использования фонарика.
В качестве навигации я использовал Гармин 1350 со старыми лицензионными картами Европы. Обновлять карты не стал - слишком дорого и, конечно же, пожалел об этом не один раз. Помимо новых автодорог и развязок, которые навигатор «не знал», в нём напрочь отсутствовала дорожная сеть по Сербии, Албании и Македонии, были лишь несколько основных дорог.
Часть денежных средств для поездки (евро) была с более хороших для европутешественников времён и покупалась ещё по 63 рубля за евро. Остальные евро для поездки докупал заранее и от скачков курсов в процессе путешествия никак не зависел, что не могло не радовать. Примерно 80% сбережений были на карте системы MasterCard в валюте EUR, а остальные наличными.
Из документов изначально отсутствовал лишь заграничный паспорт у сына, получение которого было оформлено через Госуслуги. Все вместе подавались на шенгенские визы в греческое Консульство в Москве по предварительной записи. Почему именно к грекам? Таковы правила. Наибольшее количество ночей в поездке приходилось на Грецию. Ровно через неделю забрал паспорта, в которых обнаружил у всех одинаковые двухлетние мультивизы до 2020 года. Случай редкий, особенно для детей, но тем не менее. По «нешенгенским» странам проблем не было: Сербия, Албания (в летний период) и Македония для россиян безвизовые. Румынам и болгарам достаточно наличие шенгенской визы.