С прицелом на «Оскар» (о фильме Андрея Звягинцева «Левиафан»)

Feb 03, 2015 01:01



О последнем фильме Андрея Звягинцева «Левиафан», особенно после того, как он совсем недавно получил российскую премию в области кинематографии "Золотой орел" сразу в четырех номинациях, не говорил и не писал, в том числе и в ЖЖ, пожалуй, только ленивый. Но вот стандартная кинорецензия на этот фильм мне что-то не попадалась, и поэтому, посмотрев его на прошлой неделе, я решил восполнить пробел, тем более, что просмотр этот породил много довольно занятных мыслей…

Фильм «Левиафан» - очень мастеровитое и добротно сбитое изделие, скроенное и сшитое с тонким прицелом на получение «Оскара», который многие кинематографисты почему-то считают главной наградой мирового кино. Мастеровитости и тонкому расчету в фильме удивляться не приходится, так как Андрей Звягинцев - режиссер уже достаточно известный в России и хорошо раскрученный в странах Запада. Его фильмы «Возвращение» (2003) и «Елена» (2011) отмечены многочисленными кинематографическими наградами в России и за рубежом, так что ему должны уже хорошо быть известны вкусы и запросы западного кинозрителя.

Еще более «матерым» киношником является продюсер фильма Александр Роднянский, которые в прошлом продюсировал такие известные российские кино- и телефильмы как «9 рота», «Обитаемый остров» и «Сталинград» (реж. Фёдор Бондарчук), «Водитель для Веры» (реж. Павел Чухрай), «Бесы» (реж. Владимир Хотиненко) и др. Кроме того, А. Роднянский является соучредителем и председателем Германо-российской киноакадемии, членом Европейской киноакадемии, ассоциированным членом Международного Совета Национальной Академии телевизионного искусства (США). Он выступал продюсером фильма Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд» и (совместно с Робертом Родригесом) сиквелов «Города Грехов» и «Мачете». Кому как ни Роднянскому знать, что хочет видеть западный зритель.



И вот, объединив свои знания и опыт, Звягинцев и Роднянский решили максимально угодить тем, кто смотрит кино в США и в Западной Европе, и заполучить-таки вожделенный «Оскар». Только этим можно объяснить то, что в фильме «Левиафан» присутствуют все образные шаблоны в России, которые привык видеть на киноэкране западный обыватель.

Заданная образность фильма чувствуется уже в сюжете, который состоит в том, что благородный герой-одинока в исполнении красавца с арийской внешностью Алексея Серебрякова бросает вызов зажиревшему и обрюзгшему от пьянства мэру-беспредельщику в исполнении Романа Мадянова. Все свои «великие злодейства» мэр творит не иначе, как сидя под портретом В.В. Путина и по благословению местного православного священноначалия.

В полном соответствии с представлениями западного обывателя русские мужчины весь фильм пьют водку, причем из горла и без закуски, и матерятся. Очень характерен следующий диалог главного героя Николая с продавцом в магазине:

- Чего тебе Коля?
- Водки, чего еще? Две.

(Купив водку, Коля ее тут же выпивает прямо из горлышка, стоя на крыльце магазина).

Выпив водки, русские мужчины предаются любимым видам культурного отдыха, то есть стрельбе из автомата «Калашников» и соблазнению чужих жен. Всё остальное - это незначительные нюансы.

В вопросе пития водки русские женщины, как показано в фильме, не очень сильно отстают от мужчин. Правда, принимать ее-родимую они предпочитают не из горлышка, а из стаканчиков, и по принятии им надо хотя бы немного закусить. При этом русские женщины, в подаче авторов фильма, добры и домовиты (за хорошее воплощение этих черт характера надо отдать должное актрисе Елене Лядовой), но все, как одна, что называется «слабы на передок».

Кроме того, по мнению западного обывателя, русские предпочитают заниматься сексом в экстремальной обстановке и, желательно, в антисанитарных условиях: на снегу в двадцатиградусный мороз, в тамбуре переполненного вагона или в погребе на мешках с картошкой и банках с соленьями. И бытовое насилие в русских семьях - обычное явление, и власть в России, включая суд, прокуратуру и милицию, сплошь развращена и коррумпирована.

Все эти страсти происходят в фильме под мрачным серым небом, на фоне суровой северной природы. Ведь каждый житель «цивилизованных стран» хорошо знает, что Россия - это холодная северная страна, покрытая тайгой и тундрой, где по улицам городов бродят медведи с балалайками…

image Click to view



Весь этот набор обывательских стереотипов, разумеется кроме медведей и балалаек, легко обнаруживается в фильме «Левиафан». Но если бы авторы фильма намеривались потрафить только западному обывателю, они бы не достигли поставленной цели. Дело в том, что в отечественном кино уже был фильм, авторы которого на сто процентов попытались соответствовать представлениям Запада о России и за счет этого получить заветного «Оскара». Это фильм «Вор» режиссера Павла Чухрая 1997 года. Фильм номинировался и на «Оскара», и на «Золотой глобус», и на премию «Гойа», однако ему удалось получить лишь три третьестепенных награды Веницианского фестиваля (1997).

Нельзя добиться больших успехов, банально угождая вкусам обывателя. Это авторы «Левиафана» понимали очень четко и попытались заложить в свой фильм что-то такое, что должно было понравиться той части западного кинобомонда, которая считает себя интеллектуалами. И, надо признать, им это удалось…

Прежде всего, само название да и сюжет фильма отсылают «интеллектуального» зрителя к книге известного английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Левиафан - это библейское чудище, которое выходило из моря и пожирало людей. В своей книге Гоббс называет Левиафаном государство. В представлении Гоббса государство - тот же Левиафан, захватывающий всех людей. На рисунке в первых изданиях книги Гоббса Левиафан изображался в виде огромного человека, тело которого состоит из множества маленьких человеческих тел. В руках Левиафан-государство держит крест и меч. Верховный правитель вместе с правительством выполняет функцию мозга Левиафана. Бюрократический аппарат - это своего рода нервы, которые передают импульсы от головного мозга к различным частям общественного организма. Армия, полиция - мускулы общества.

Книга Гоббса - один из краеугольных камней теории западного либерализма, в которой свободный индивид противостоит государству и вынужден от него защищаться. Всё это читается и в сюжете фильма.



Вторая «сахарная косточка», которую авторы фильма бросили «интеллектуалам» от западного кинобомонда - это очевидная антиправославная направленность. Ведь чем кончается фильм? Тем, что совершив все положенные ему «великие злодейства» (убив жену главного героя, а самого его упрятав в тюрьму) мэр-беспредельщик, наконец-то, отбирает у главного героя земельный участок и возводит на нем православный храм. После освещения храма местный епископ, фактически благословивший мэра на все эти безобразия, произносит прочувствованную проповедь, в которой говорит о великой силе любви и правды, призывает поступать по правде, «как заповедал нам Господь», и при этом всячески поносит как проявления лжи и неправды выставки, организованные Александром Гельманом, и хеппининги, устроенные группами Femen и Pussy Riot.

Для западного «интеллектуала» православие - это продукт Византии, а Византию он люто ненавидит даже на подсознательном уровне. В понимании такого «интеллектуала» Византия - это прежде всего византинизм, то есть замешанное на бюрократизме подчинение церкви государству, преклонение пред внешними формами религии без нравственных правил, лесть, пышность, и разврат, рабское преклонение перед государственною властью вообще. Очевидно, что фильм «Левиафан» служит прекрасной иллюстрацией современной формы византинизма, причем византинизма воинствующего, который со всей свойственной ему последовательностью и упорством готов давить такие живые ростки либерализма и творческой свободы как Femen и Pussy Riot.



Естественно, подобные пасы в сторону «интеллектуалов» от кинобомонда не могли остаться «безнаказанными». Как следствие, масса различных международных кинонаград, которые получил фильм «Левиафан». Перечислю только главные из них:

- Приз "Лучший сценарий" на 67-ом Международном кинофестивале (МКФ) в Каннах, Франция, 2014.
- Гран-при основного международного конкурса CineMasters Competition на 32-ом МКФ в Мюнхене, Германия, 2014.
- Главный приз "Лучший фильм" международного конкурса FEDEORA Competition на 58-ом кинофестивале BFI, Лондон, Англия, 2014.
- Главный приз "Лучший фильм" Киноакадемии азиатско-тихоокеанского региона, Брисбен, Австралия, 2014.
- Премия Лучший зарубежный фильм" Голливудской ассоциации иностранной прессы "Золотой глобус", США, 2015.
- Премия "Лучший фильм на иностранном языке" Лондонского сообщества кинокритиков, Англия, 2015, и т.д.



Теперь у «Левиафана» прямая дорога к «Оскару» и после всего сказанного выше не приходится удивляться, если фильм Звягинцева его получит…

А теперь главный вопрос: «Стоит ли идти и смотреть этот фильм?»
Если хочется узнать, что в действительности на Западе думают о России, то стоит. Во всех же остальных случаях тратить два часа личного времени на расчетливую заказуху, полагаю, смысла мало.



Левиафан, Оскар, рецензия, Роднянский, Звягинцев, фильм

Previous post Next post
Up