Катастрофа на взлете

Oct 21, 2014 22:28



В ночь на 21 октября в аэропорту «Внуково» со снегоочистительной машиной столкнулся частный самолет Falcon-50, на борту которого находилось 4 человека, в том числе президент французского энергетического концерна «Тоталь» (Total) Кристоф де Маржери. Все, находившиеся на борту самолета, погибли.

Кристоф де Маржери был ключевой фигурой в «Тоталь», а эта фирма занимает очень важное место в развитии экономического сотрудничества России с Европейским Союзом, прежде всего в сфере добычи и переработки углеводородов.

«Тоталь» работает в России с 1991 года, в 2013 году добыча ее зависимых компаний составила 207 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки. С 2011 года «Тоталь» является акционером российской газовой компании «Новатэк». На конец июня 2014 года доля «Тоталь» в «Новатэке» составляла 18%. С начала года французы скупили 1,05% акций «Новатэка» на 355 млн. долл. За июль «Тоталь» приобрела еще 0,2% акций и сейчас ее доля в «Новатэке» - 18,2%. Всего же «Тоталь» имеет право довести свою долю до 19,4%.

Следует напомнить, что одним из крупнейших совладельцев «Новатэк» является известный российский предприниматель Геннадий Тимченко, которого часто называют другом Путина и который в связи с этим попал под объявленные США санкции. При этом санкции, введенные в отношении «Новатэк», запрещают предоставлять этой компании новые кредиты больше чем на 90 дней.

В рамках сотрудничества с «Новатэком» «Тоталь» принадлежит 20% в проекте «Ямал СПГ», где 60% - у «Новатэка» и 20% - у китайской CNPC. Завод проектной мощностью 16,5 млн. т СПГ планируется запустить в 2017 году. Необходимые инвестиции в этот проект оцениваются в 27 млрд. долл. США и ЕС ввели ограничения на поставку в Россию оборудования для ТЭКа. Причем, по оценке Минэнерго, Россия на 100% зависит от американского и европейского оборудования для строительства заводов СПГ. Однако пока газовая отрасль полностью исключена из сферы санкций, и ограничения не затрагивают передачу фирмой «Тоталь» технологий российским предприятиям.

Участие в предприятиях «Новатэк» и «Ямал СПГ» - крупнейшие, но не единственные проекты фирмы «Тоталь» в России. Ей также принадлежит 40% в Харьягинском месторождении, осваемом на условиях соглашения о разделе продукции, где ее партнерами являются норвежская Statoil и российская «Зарубежнефть». Французская компания сохраняет также 20-процентную долю во временно замороженном проекте совместного с «Газпромом» освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря.

В мае 2014 годп Total и «Лукойл» договорились создать СП по добыче трудноизвлекаемой нефти (журналисты часто не совсем верно называют такую нефть «сланцевой») на Баженовской свите в Западной Сибири. Планировалось, что у французской компании будет 49% в СП. В течение двух лет компании предполагали совместно инвестировать в геологоразведочные работы 120-150 млн. долл., однако после того, как на Украине был сбит малазийский «Боинг», под давлением властных структур ЕС и США «Тоталь» была вынуждена приостановить свое участие и в этом проекте.

Кроме описанных выше на стадии обсуждения находится еще ряд проектов.



Сам Кристоф де Маржери считал чрезвычайно важным развитие бизнеса «Тоталь» в России. Он полагал, что в перспективе российские проекты станут основным источником сырья для возглавляемой им фирмы. При этом де Маржери был категорическим противником любых санкций и эмбарго против России и очень много сделал для развития инвестиционного сотрудничества Европы и России. Показательно, что самолет Де Маржери вылетал из Внукова после того, как французский бизнесмен принял участние в заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, который прошел 20 октября в правительственной резиденции в Горках. Вот несколько отрывков из интервью, которое Кристоф де Маржери дал РБК во время своего пребывания на Петербургском форуме в июне этого года. Они очень хорошо характеризуют отношение французского бизнесмена к развитию сотрудничества с Россией:

«…в глобальном смысле, введение санкций и эмбарго не является эффективным решением. Если поставки газа из России на европейский рынок прекратятся, то Европе придется дороже платить за газ, покупая его в более отдаленных регионах и с более сложной доставкой.
…эти запасы нужны, это огромное месторождение (Штокмановское - Кот Баюн). Если сможем найти техническое решение, позволяющее сделать его разработку рентабельной, то вернемся к обсуждению возможностей реализации этого проекта. Многие месторождения, разработка которых в прошлом была отложена, теперь разрабатываются.
…Наша цель - поддерживать диверсифицированный портфель инвестиций, чтобы не подвергаться значительному риску в какой-то отдельной стране. Это не значит, что мы усматриваем особые риски в каком-то конкретном регионе. Сейчас «Тоталь» инвестирует больше всего в Анголе, на втором месте Нигерия, инвестиции в России также растут довольно быстро. Не удивляйтесь, когда увидите, что Россия выходит на первое место.
…Наша стратегия заключается в том, чтобы сосредоточить усилия на крупномасштабных технически сложных проектах разработки глубоководных месторождений и производства сжиженного природного газа. Одновременно мы должны укреплять позиции в разработке нетрадиционных ресурсов».

Завершая этот пост, я хотел бы обратить внимание вот на что:


В данный момент реализация совместных проектов с фирмой «Тоталь» имеет для нашей страны очень большое значение. После развала СССР деньги в развитие технологий добычи углеводородов у нас не вкладывались, а геологические и географические условия добычи постоянно уходшались. «Тоталь», добывая в России нефть и газ, привозит сюда самые современные технологии добычи, и те на Западе, кто хотел бы законсервировать технологическое отставание России, были этим очень недовольны. Поскольку большинство высокотехнологичных проектов «Тоталь» в России было «завязано» лично на де Маржери, и после его гибели эти проекты могут рухнуть также, как злосчастный "Фалькон".

Кроме того, история со сбитым над Донбассом малазийским самолетом показывает, что крушение Falcon-50 Кристофа де Маржери может легко превратиться в грязную и кровавую провокацию против России.

С учетом всего этого расследование авиакатастрофы во «Внуково» должно быть проведено самым тщательным образом.

P.S. Оказалось, что я в своих сомнениях не одинок. Вот здесь уважаемый spydell разбирает, в чем же "провинился" бывший глава фирмы "Тоталь".



авиакатастрофа, Маржери, президент, Тоталь, total, Внуково

Previous post Next post
Up