Все внимание большинства граждан России сегодня приковано к гражданской войне на территории бывшей Украины. В тени этих событий находится то, что сейчас происходит в стране, которая когда-то называлась Ирак, а ведь происходящее на Украине, в Ираке и еще в Сирии
очень тесно связано.
Политическое цунами, сработанное политиками и спецслужбами США под названием «арабская весна», своей целью имело создание гигантской «дуги нестабильности» от Марокко до Афганистана и Китайского Синьцзяня, включая прилегающие районы Африки, Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья. Успешная реализация этой стратегии ставила под мощный как политический (через исламистские группировки), так и экономический (через импорт углеводородов) удар основных геополитических конкурентов США - Китай и Европейский Союз.
В начале, как известно, события развивались в полном соответствии с планами США, однако затем всесокрушающая волна «арабской весны» уперлась в сирийский утес. И не только уперлась, но и отхлынула в Египте и Тунисе. Внешнеполитические потери американцев усугубились умелыми действиями России - по сирийскому вопросу США фактически оказались почти в полной международной изоляции. Вашингтон слишком много поставил на свержение Х. Асада. В результате международный престиж США пострадал в такой степени, что для его сохранения на прежнем уровне требовался обязательный ответный удар по внешнеполитическим позициям России. И такой удар последовал на Украине.
Теперь, когда Россия и все остальные главные игроки мировой политики полностью поглощены событиями на территории бывшей Украины, вспыхивает еще один острый очаг военной напряженности - в Ираке.
Для большей части экспертов это произошло настолько неожиданно, что они до сих пор не могут прийти к единому мнению не только о характере и основном векторе происходящих там событий, но даже о составе сторон, участвующих в конфликте (см. видео).
Click to view
Как можно видеть, высказывания экспертов крайне противоречивы. В значительной степени это объясняется скудостью информации, поступающей из зоны конфликта. Однако, если попытаться анализировать сложившую ситуацию исходя, что называется, «из общих соображений» (шахматисты меня поймут), то и сейчас можно сделать определенные, причем весьма важные выводы.
Обострение ситуации в Ираке позволяет втянуть в конфликт Иран и Иракский Курдистан, а потенциально и Турцию. То есть налицо разрастание той самой «дуги нестабильности», о которой речь шла выше. Это полностью соответствует стратегическим планам США. Причем сейчас ситуация такова, что Вашингтон может вмешаться в события на любой удобной ему по тактическим соображениям стороне. Может вообще не вмешиваться. В 2003 году США посеяли в Ираке «зубы дракона», третий год рассевают их в Сирии - и теперь эти страшные семена дали урожай. Процесс развивается по инерции.
Россия сейчас «поглощена» событиями, происходящими непосредственно у её границ, на территории бывшей Украины, и это сильно ограничивает её возможности влиять на ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Поэтому нефтегазовые и оружейные интересы России в этом регионе можно существенно «поддавить».
Если военные действия будут и дальше «расползаться» по территории Ирака, под угрозой могут оказаться нефтяные контракты фирмы ЛУКОЙЛ на юге страны. Кроме того, теперь едва ли кто-то усомнится в том, что Ирак как государство в своих привычных границах прекратил свое существование, а Иракский Курдистан уже стал де-факто, а скоро станет и де-юре независимым государством. Сейчас там идет масштабная подготовка к добыче и экспорту газа. Еще в ноябре 2011 года
американская корпорация ExxonMobil заключила в обход центрального правительства Ирака шесть контрактов с курдским региональным правительством на разведку месторождений нефти и газа. В настоящий момент газовые резервы Курдистана
оцениваются приблизительно в 2,83 трлн. куб. м газа, что составляет около 90% всех иракских запасов. Уже объявлен проект подключения нефтяных и газовых месторождений Иракского Курдистана к Турции и далее, через сеть трубопроводов, на мировой рынок, который должен быть завершен к 2016 году. Этот проект является реальным конкурентом газпромовского «Южного потока». В случае его реализации газоснабжение Южной и Центральной Европы окажется полностью под контролем американской ExxonMobil.
Завершая, я хотел бы выделить еще одну связь между событиями на Украине и на Ближнем Востоке. И в первом, и во втором случае для реализации своих геополитических интересов США используют самые черные, самые жестокие и опасные политические силы. На Украине это бандеровские нацисты - прямые наследники фашистских преступников 2-й мировой. В Сирии и Ираке - группировки исламистских боевиков, несущие смерть и разорение всюду, где ступает их нога.