Память о войне

Apr 19, 2012 22:03

Госпитали Златоуста. 1941-1944 гг.
В 2000-м году, когда мы с Фёдором Николаевичем Яблонским готовили первое издание книги «Златоуст-фронту», сотрудник нашего городского архива Ирина Борисовна Шубина обобщила данные документов по размещению в городе госпиталей в большой статье, которая в книге и была опубликована (этот материал попал и во второе ( Read more... )

госпитали Златоуста в годы Великой отече, память, история

Leave a comment

Comments 20

jogikbumi April 19 2012, 16:09:21 UTC
Я никогда не устану говорить Вам спасибо за экскурсы!

Reply

kot_felisket April 19 2012, 16:39:18 UTC
Ну сегодня несколько суховатый экскурс, уж извините. Вчера полдня потратил на съёмки, сегодня чуть ли не весь день провозился со всякими уточнениями. На эмоции сил уже не хватило.

Reply


(The comment has been removed)

kot_felisket April 19 2012, 16:57:35 UTC
Отвечаю по порядку.

В районе 23-й школы сам впервые пешком походил. И тоже поудивлялся на своеобразное здание школы. К слову, все эти школы (8-я, 17-я, 23-я) строились примерно в одно и то же время, в конце 1930-х годов. Перед войной вообще в городе было много школ построено.

Плотность госпиталей в р-не нынешнего старого города связана с тем, что других подходящих зданий просто НЕ БЫЛО. Город-то тогда намного меньше был, и практически весь одноэтажный. Почти весь современный Златоуст построен на моей памяти, а я уж и не такой аксакал :)

На Октябрьской сегодня точно корпус Златоустовского медицинского техникума. Правда, на табличках пока написано "Златоустовское медицинское училище" (не успели, видимо ещё поменять, поскольку в техникум переименовались с 1 января этого года). И фото имеется, а как же, вчера снимал. Предъявлю по первому требованию некоторых дотошных граждан, чтоб не сомневались в моих словах ;))

Reply

(The comment has been removed)

kot_felisket April 19 2012, 18:02:23 UTC
Какие производственные площади заводов?! Они сами задыхались от нехватки места ( ... )

Reply


nadya_german April 19 2012, 16:27:34 UTC
Там, где улица Ленина с Октябрьской встречается,
стоит наша школа за листвой скрывается.
И ведут к ней ступеньки, по которым не раз
бежали мы в школу в восьмой и первый класс!

Узнала свою школу сразу! Я знала, что в ней во время войны был госпиталь. Бабушка рассказывала. Но я не думала, что в городе было так много госпиталей...

Спасибо за интересный репортаж!

Reply

kot_felisket April 19 2012, 17:11:20 UTC
Школа хорошо выглядит, по крайней мере снаружи. Вчера, когда в те места заезжал, ребятня как раз на субботнике убиралась. А листвы пока нет, хотя и вчера и сегодня было тепло по-летнему, больше 20 градусов.
А знаете как раньше эти улицы назывались? Ленина - Большая Немецкая, а с 1914 года - Большая Славянская. Октябрьская - Малая Немецкая, а с 1914 года - Малая Славянская. А современные названия эти улицы получили в 1929 году, причём ул. Ленина первоначально называлась ул. тов. Ленина.

Reply

nadya_german April 19 2012, 19:00:23 UTC
Да, про названия улиц знаю. Мои деды со стороны мамы и отца из Златоуста, родители, хотя и родились в других местах выросли в Златоусте. А у меня в Златоусте прошли школьные годы.
Всегда с интересом читаю ваши репортажи, т.к. бывать в городе самой и ходить по его улицам я не могу себе позволить, слишком далеко живу. Но когда-нибудь я приеду сюда еще раз...

Reply


ex_sadpanth April 19 2012, 17:28:51 UTC
А насчёт госпиталя в районе нынешнего молокозавода что-нибудь знаете?

Reply

kot_felisket April 19 2012, 17:47:02 UTC
Нет. Во всяком случае, в архивных документах Ирина Борисовна ничего такого не находила. Она ещё встречала, что в статистических данных заведующего Златоустовским горздравотделом П. И. Гордиенко и начальника головного эвакогоспиталя № 1128 военврача 3-го ранга Чистякова упоминается ещё один эвакогоспиталь № 1129, десятый. Однако сведений о работе и местонахождении этого госпиталя в документах архива нет. Возможно, что он размещался в железнодорожной школе № 90. Но точных сведений нет, увы.

А откуда инфа? Про молокозавод?
Там же в те времена ещё практически ничего не было. Машзавод только-только строился, первую военную продукцию чуть ли не под открытым небом начали выпускать.
Плюс транспортные проблемы. Раненых-то привозили на поездах! На станцию Златоуст. Везти в р-н нынешнего машзавода за полтора десятка км, да через лес...
А Уржумка была забита грузами для строящегося машзавода.

Reply

ex_sadpanth April 19 2012, 18:00:53 UTC
Инфа из нескольких источников. По одному - для пленных немцев. При личной встрече расскажу подробности и обстоятельства "узнавания" этой информации.

Reply

ex_sadpanth April 19 2012, 18:04:20 UTC
Мы забрали, конечно http://uralvoice.ru/gospitali-zlatousta-1941-1944-gg/

Reply


sloboda_msk April 19 2012, 19:20:51 UTC
Спасибо, интересный экскурс в прошлое, не пожалела, что дождалась.
Я не знала, что во время войны в госпиталях успевали заниматься наукой, тем более электромагнитными колебаниями (лучистой энергией)...
Что ж до наличия/отсутствия мемориальных досок, то это более вопрос к администрации города - все деяния в городе происходят с её ведома... Главное, чтобы память о тех временах не исчезла так же, как мемориальные доски...

Reply

kot_felisket April 19 2012, 23:49:45 UTC
По поводу "всесилия" нынышних администраций это больше раздутый миф, чем фвктическое положение дел. У нас сегодня "каждый суслик - агроном", как любит говорить один мой старый знакомый. Сейчас больше порой зависит от конкретных руководителей.
Реальной власти раньше у первого секретаря горкома, ну или обкома, было, пожалуй, на порядок больше, чем у нынешних надутых донельзя мэров и губернаторов. Правда, раньше и делами больше занимались, а не дешёвым самопиаром. Просто многие об этом уже забыли, а многие и не знают.
К слову, два года назад одна моя знакомая за полтора месяца "пробила" мемориальную доску на здании нашего жд вокзала, посвящённую 120-летию открытия движения и Н. Г. Гарину-Михайловскому. Городская администрация ни сном ни духом не знала.
А память, увы, исчезает. И порой даже раньше мемориальных досок :(

Reply

sloboda_msk April 20 2012, 05:49:23 UTC
Вот это-то и самое страшное!!! Память никоим образом не должна исчезать! Ветеранов становится с каждым годом всё меньше, нашим детям и внукам, увы, они многого не расскажут, но нужно максимально сохранить память о тех днях... Память не только о блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о танковом сражении под Прохоровкой, но и о тех, кто был в тылу, кто спасал раненных...

Reply


Leave a comment

Up