С 1 апреля на Донбасском фронте должен был вступить в силу "режим прекращения огня" по случаю приближающегося праздника Пасхи. ИА «Новороссия» обратилось к военному корреспонденту и жительнице Донецка Марине Харьковой, чтобы узнать, действительно ли Донбасс дождался тишины.
По словам собеседницы агентства, в общем можно отметить снижение интенсивности огня и отсутствие обстрелов жилой застройки городов крупными калибрами, но о полном прекращении огня речь не идет.
«На всей линии фронта продолжаются стрелковые бои, позиции республиканцев обстреливаются из минометов, гранатометов, крупнокалиберных пулеметов. По-прежнему неспокойной остается ситуация в Петровском и Киевском районах Донецка, поселках Спартак, Жабуньки, районе Ясиноватской развязки и авдеевской промзоне, на светлодарской дуге, на южном направлении у Коминтерново. Противник ночью начинает провоцирующие обстрелы, устраивает диверсионно-разведывательные выходы, активизировал снайперскую стрельбу.
Противник ведет постоянный мониторинг обстановки с помощью беспилотников. С летающими шпионами, надо сказать, республиканцы перестали церемониться, как в прошлые этапы перемирий. ПВО ДНР и ЛНР ведут успешную охоту на них, сбивая из зенитных установок или приземляя на своей территории. Также можно отметить ряд направлений фронта, где обстановка стала более-менее стабильной, например, в Докучаевске и Еленовке. Эти города до очередного перемирия подвергались наиболее сильным ударам ВСУ, как и Ясиноватая, где погибли от прямых попаданий снарядов в дома мирные люди», - сказала Харькова.
По словам военкора, эта договоренность, как и прочие, «всего лишь затишье перед бурей и никто не обольщается на этот счет».
«Надо быть очень наивным человеком, чтобы полагать, что у нас наступил этап «прощай, оружие». Нет. Это просто временная передышка, приуроченная к дате. Мы много раз наблюдали подобное: к рождественским праздникам, пасхальным. Скоро три года войны, которая идет по одному и тому же сценарию, и скептицизм к миротворческим инициативам уже мало кто скрывает. К отводам техники, к прекращению огня, к полному прекращению огня, к двадцать пятым перемириям второго минского мира. Ни одна мера не ведет к прекращению войны, а только выматывает психологически и морально, потому что затем наступает очередная фаза войны, подсчет потерь и разрушений.
Ситуация очевидно тупиковая и политики расписались в бессилии что-либо решить или контролировать процесс. Они могут приостановить горячую фазу атак или обстрелов на дни или часы, но ситуация давно развивается в соответствии с собственной логикой, а украинская сторона продавливает только выгодную ей стратегию. Ведение переговоров не с позиций силы, а с позиций односторонних компромиссов хорошо характеризует поговорка: «на колу мочало, начинай сначала». Поэтому об оптимизме говорить не приходится», - отметила собеседница ИА.
На вопрос о том, как военнослужащие относятся к очередному «режиму тишины», Харькова сказала, что «армейцы ждут и готовятся к очередному витку противостояния».
«Переводят дух. Сосредотачиваются. Проводят учения. В эффективность перемирий не верят, потому что нет оснований. Выполняют приказ не открывать огонь или только в исключительных случаях. Несут боевые дежурства. На перемирие все реагируют по-разному, мне трудно обобщать. Но видно, что фронтовики испытывают огромную усталость, напряжение сил, серьезную нагрузку, поэтому чисто по-человечески понятно, что некоторое затишье поможет им хоть немного восстановиться. Постоянно находиться в режиме взведенного курка невозможно. Но и полностью расслабляться тоже смертельно опасно. «Именно во время прошлого перемирия на новый год я потерял двух своих ребят, потому что они расслабились и не успели правильно отреагировать во время неожиданного артобстрела», - такие истории не редкость, к сожалению.
Что касается боевого духа, то на него влияют не перемирия или их отсутствие, а общий моральный климат в подразделении, семье, стране, тылу. Плюс четкость поставленных задач. Если они расплывчаты, непонятны или сформулированы неверно, то это подорвет что угодно, а не только настроение», - резюмировала Марина Харькова.