Оригинал взят у
triponaciy в
Вечная память Год назад я не поздравил его с днем рождения, хотел написать в ЖЖ , но почему-то не сделал, а через несколько дней его убили.
Пересказывать его жизнь, рассказывать о том, ка откуда он и кто, за что он боролся и что проповедовал не стану, все известно.. Немного личных воспоминаний, не более, хотя в них тоже не будет ничего особо нового.
Первый раз я приехал к нему, когда только вышел его " Догмат о Церкви". Он ждал , что за эту изданную в местной типографии на свои деньги книгу , его отправят под запрет, но был без пафоса и трагизма спокоен до полной невозмутимости, и этим меня впечатлял. Домой он пригласил сразу, обычной для духовенства закрытости личной жизни у него не было, казалось, что он и не знает о таком обычаи духовного сословия, хотя и не сказать, что двери были открыты настежь, нет, был и забор, была и собака ...
Много говорили и обсуждали и в тот раз, и в другие приезды с друзьями и без. Он всегда был ровен, осторожен, часто легко ироничен; умел слушать и не отвечал быстро, а на какие-то вопросы и вовсе не решался, стараясь строго держаться православной традиции. Наверное, он был одним из последних настоящих консерваторов без "", т.е. держащимся подлинно православного традиционного вероучения , опасаясь как попытки ответить на новые вопросы , так и не терпя этих бесконечных подделок и подтасовок под традицию, что сейчас на все лады несут постмодернистские псевдо-традиционалисты. Наверное, именно этим он и был последней надеждой для прежней системы измениться без краха, и, как не парадоксально, за это она его и ненавидела про себя поимая, что он прав и не будучи в состоянии выдвинуть хоть один нормальный аргумент против его ясных и четких формулировок .
Конечно, его постоянно обвиняли, что он хочет что-то отсудить, добиться правды для себя, вместо того , чтобы потерпеть "ради Христа", "за грехи" , да и вообще , чтоб не мешал. Знавшие о. Павла лично, бывавшие у него дома прекрасно понимают, что это было совершенно не о нем, лично у него все необходимое было и ничего более ему было ненужно. Выступить против системы и ее местного "лица" - митрополита Евсевия было не просто осознанным решением, а и своего рода послушанием. О. Павел лично мне рассказывал( я как-то уже писал об этом) , что на встрече с митр. Антонием Блюмом , он спросил у него: " Владыко! Должен ли архиерей руководствоваться соборными принципами в управлении?" - "Да", - "А что делать , если он не хочет", - " Такого архиерея надо воспитывать" . " Вот я и воспитываю нашего владыку"- с иронической улыбкой заключил одноногий священник. Вообще, надо заметить, что он был из той породы, что гораздо больше дает при личном общении, чем в книгах и прочих серьезных письменных источниках, лишенных того легкого обаяния и ненавязчивой глубины; наверное, даже его фото говорят о нем больше, чем написанное им.
Прошлой осенью я был у него последний раз... уже на могиле.... Крест, крупное фото , свечи , цветы увядшие и свежие и венки , еще оставшиеся с погребения. Был венок от местного УФСИН , оказывается, он и для тюремщиков он был большим, чем бывший зек , и они это помнили... ни слова, ни пол-намека только от епархии и всяческого священноначалия .... Будучи учеником исповедников прошлого века, и в этом он последовал новомученикам Российским и в полной мере встал в их ряд, ведь и их подвига начальствующие и к ним прилепившиеся "верные" старались в свое время не заметить , а то и очернить для "пользы церкви". Чтож, оно и правда " каждый умрет той смертью, которую выберет сам"....