Вокруг, насколько хватало взгляда, плескалась темная жижа, по которой плыли скамейки, доски, мусор и люди… Где-то вдалеке торчала из говна Останкинская телебашня, еще были видны похожие на острова крыши, а впереди медленно наплывала как бы несущаяся над водами красная звезда… И когда фильм окончился, товарищ Сталин с трудом поднялся и, ни на кого не глядя, произнес с напором: "Нэ так всо это было. Савсэм нэ так".
Фильм, впрочем, прошел по экранам страны с обычным успехом и получил все полагающиеся премии.
Люди в грязной одежде, с сальными спутанными волосами, редкими гнилыми зубами. Лица грязные, с грубыми неправильными чертами, выражение тупо-равнодушное, дурашливое или глумливое. Люди все время плюют, сморкаются, отхаркивают, пускают ветры, бьют себя по щекам, мажут лицо грязью, хватают и похлопывают друг друга, только что не ищут вшей, обмениваются тычками и пинками, но равнодушно, без злобы. Люди теснятся, толкаются, топчутся, трутся друг о друга, личного пространства совсем нет. Румата сравнительно чистый, на нем обязательно что ни будь белое: подштанники, рубашка, полотенце на шее. Он все время достает откуда то белоснежные носовые платки, вытирает лицо и бросает. У него неисчерпаемый запас таких платков и он их всюду разбрасывает. Румата ведет себя так же суетливо и непоседливо, постоянно кого-то обнимает, прижимает к груди, а то и целует, треплет, похлопывает, поглаживает как бестолковых домашних животных или растерянных детей-беспризорников. И люди так же инстинктивно тянутся к нему, пытаются заглянуть в глаза, прикоснуться, просто потолкаться рядом. Слуги в глаза называют богом и лобызают ноги, незнакомые люди на улице чувствуют магнетизм высшего существа и постоянно то угощают печеной картофелиной, то подносят ковшик молока, то подсовывают трубочку - затянуться. И Румата охотно откусывает, отхлебывает и пыхает без малейшей брезгливости или снисхождения, все время что-то жует (и выплевывает). Лица, обращенные к нему на мгновение светлеют, разглаживается. И даже у
настоящего, неукротимого, энергичного, сильного негодяя Рэбы при взгляде на Румату прорезается выражение мальчишеского удивления. Румата любит этих людей и прощает их.
Люди, населяющие
инферно, не чувствуют себя несчастными, огорошенными, шокированными. Они не замечают грязь (несвободу), живут в ней как рыбы в воде. Они не знают, что живут в аду. Побои, убийства, казни они совершают вяло, буднично, скучно. Только три персонажа живут жадно, испытывают сильные чувства - Рэба, Арата и Ари.
Умники, которых безуспешно пытается спасать Румата, так же равнодушно-злы, безобразны и подлы, такие же рабы в душе, как топчущие и топящие их в нужниках серые и черные.
Грязь и дерьмо повсюду. На улицах - жидкая грязь по щиколотку, мусор и объедки, то же в доме аристократа Руматы и в королевском дворце. Румата спит не раздеваясь на соломе без простыней. Жидкий навоз, как в неубранном хлеву, тут же - ладно бы собаки, ручные хорьки - коровы, гуси, куры. Весь зоопарк и в опочивальне наследника, с потолка зачем-то свисают неободранные туши животных - коров, свиней, собак, в плотной толпе суетливо снуют, толкаются. топчутся слуги и придворные и стражники. Нигде, нигде невозможно остаться наедине, как в тюрьме. Даже интимная жизнь Руматы протекает в присутствии многочисленной челяди. Повсюду курятся какие-то кадила. Домашние слуги не то-что в ошейниках - в шейных колодках и цепях. Ад.
Тотальная грязь в фильме это вовсе не историческая реконструкция, а символ. Краска, которой этот художник рисует ад.
Фильм снят, собственно, не только по
ТББ. Это дайджест из многих книг
Братьев. Отношение туземцев к Румате - из
УНС (Управление) - помните, как все неосознанно тянутся к Перецу, как его любят сотрудники управления. Перец - скорее любимая плюшевая игрушка для Алевтины, Кима, и даже Тузика, а вот превосходство, харизма, “божественность” землянина - это
Мак Сим на Саракше. Трупы и укрывающий все снег - из
Попытки к бегству. Обличение рабов в рабах - из
Жидов города Питера. Постоянный дождь - из
Гадких лебедей. Список можете продолжить сами. Ну, раз уж у нас такой постмодернизм, в фильме есть и цитаты из “расширенной вселенной “ Полдня. Например, плевок в лицо дону Кондору - пощечина наставнику Перу из
Звездной тени Лукьяненко. Аборигены, испытывающие потребность в прикосновениях к “богу” Румате - дети и их наставник - из этой же книжки.
Напоследок еще пара слов о цвете. Фильм черно-белый. Это, безусловно, идет ему на пользу. В жж есть
цветные кадры из материалов фильма. В цвете эта грязевая феерия выглядела бы красиво. Вспомните, каким красивым получился Саракш в
экранизации Бондарчука (
красивого Бондарчука). Что превратило бы фильм в садистскую клоунаду в духе Тарантино или Родригеса. А это, безусловно, не входило в намерения режиссера. Единственное убийство в кадре Румата совершает трудно, неумело и некрасиво - как в жизни. Это вам не феерически эффективный взрывной бой Руматы-суперфехтовальщика из книги.
Режиссер мог бы пойти дальше и сделать фильм немым. Точнее, осовремененно немым, с авторской речью и диалогами в виде текстовых вставок и заэкранной музыкой тапёра. У меня была идея сделать такую “гоблинскую” версию - вырезать длинноты, на треть ускорить воспроизведение, добавить тапёра и звуки ударов, как в восстановленных фильмах Чарли Чаплина. Технически это возможно и на любительском уровне, но меня одолела лень. Тогда я решил настричь скриншотов и сделать комикс. Вместо диалогов - поместить на картинки “баллоны“ с репликами, звездочки вокруг головы от ударов и звуки типа “Бух!” и “Шмяк!” в виде разлетающихся букв. Это опять же показалось слишком напряжным. Поэтому я просто придумал подписи к скриншотам.
Спойлер фильма А. Германа "Трудно быть богом"
Часть 1 Часть 2 Осторожно, записи по ссылкам содержат материалы, предназначенные только для взрослых.