... А ещё был случай

Oct 23, 2015 11:20

Памятный день отечественной авиации

К.К. Арцеулов (17(29).05.1891, Ялта - 18.03.1980, Москва) - русский лётчик, художник-иллюстратор. Впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор. Родился в семье потомственного моряка и дочери художника-мариниста Ивана Айвазовского.

4


... Это произошло в 11 часов утра 24 октября 1916 года. Ньюпор-XXI (серийный № 1710) оторвался от земли и набрал высоту 2000 метров. Машина, управляемая Константином Константиновичем Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле лётчика перешла в крутое пикирование.
В том же полёте Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолёты из штопора, а в октябре штопор был введён в программу обучения истребительного отделения Качинской школы.
Так грозный штопор был побеждён и стал фигурой высшего пилотажа.
Вскоре русские военные лётчики - ученики Арцеулова - стали применять "штопор" и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в "штопор". Обманутый противник, думая, что самолёт сбит, прекращал стрельбу. Тогда отважные авиаторы выводили машину из "штопора" и на бреющем полёте уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней лётчиков спас тогда своими рискованными полётами Константин Арцеулов...



Учился в Морском кадетском корпусе (1906 - 1908), затем работал на авиазаводе Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911-м получил диплом пилота-авиатора. В 1912-м - инструктор в Севастопольском аэроклубе.
Участник Первой мировой. В начале её служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик. В 1915-м сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиаотряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916-м лётчик 8-го истребительного авиаотряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.



Именно здесь 24 октября 1916-го К.К. Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно и ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.
Он воевал, как уверяют, дерзко, самоотверженно.
Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов, провёл десятки воздушных схваток. Некоторые исследователи уверяют, что его имя должно стоять в одном ряду с именами таких российских лётчиков-асов Первой Мировой, как А. Казаков, Е. Крутень, В. Ткачёв...[Некоторые источники, в том числе и Советская Военная Энциклопедия, указывают на 18 воздушных побед. У Арцеулова было 18 удачно проведённых боёв, в результате которых противник выдворялся за линию фронта, но ни одной формально подтверждённой победы не имелось]
Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами.

Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918-м, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на базе школы Первый Красный социалистический авиаотряд. При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920-го Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования был официально зачислен в ряды в РККА, оставшись на той же должности.




В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлетов (на Ходынке). Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923-м испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя (!) № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии. В 1927-м переведён в гражданскую авиацию (Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.
В 1933-м был осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. К счастью для него, это произошло ещё столь рано. Наверное, именно потому и был реабилитирован в 1937-м.
После значительного перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся. Наверное, тоже к счастью для него. Занялся художественным творчеством. О лётчике Арцеулове забыли (возможно, думали, что погиб/умер). Зато появился Арцеулов-художник. Был членом Союза художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника и молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики им. Фрунзе.


В 1987-м режиссёр Юлий Файт снял документальный фильм «Дорога в облаках», посвящённый жизни и творчеству Арцеулова. В фильме представлены исторические документальные кадры, образ Арцеулова дополнен рассказами его друзей, соратников и родных. К 50-летию советского планеризма в честь его была выпущена памятная юбилейная медаль. В 1991-м в честь 100-летия со дня рождения была выпущена почтовая карточка СССР.

АВИАЦИЯ, память, история

Previous post Next post
Up