Небо любит смелых... И умелых.

Sep 22, 2014 09:12

... А ещё был случай


22 сентября, 1958 год. Завершены заводские лётные испытания экспериментального истребителя П-1 ОКБ Сухого.



22 сентября, 1961 год. Авария истребителя-перехватчика Су-9 в Иркутской области. Лётчик катапультировался.



22 сентября, 1961 год. Состоялся первый полёт Ми-2 (В-2); Г.В. Алфёров.
С 1965 года было выпущено более 5 тысяч машин. Вес - 2,3 - 3,7 т. Потолок 4000 м, дальность 240 км, скорость 210 км/ч. Двигатель мощность 800 л.с.

«В небе реет грозный Як, Як об палубу - хуяк!»



22 сентября, 1970 год. Первый полёт (свободное висение) боевого самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-38 (первоначально Як-36М); Валентин Григорьевич МУХИН.

Як-38 (по кодификации НАТО: Forger-A - «Фальшивомонетчик») - советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт ВВП. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного Як-36.
Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной пилота. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающей за лётчика).


Штурмовики Як-38 на борту тяжёлого авианесущего крейсера «Новороссийск», 1984-й
Всего был построен 231 Як-38 различных модификаций в 1974 - 1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).

Созданию Як-38 предшествовали работы над СВВП Як-36, совершившим первый полёт в 1964-м. Первая экспериментальная посадка Як-36М № 02 на ПКР «Москва» состоялась 18 ноября 1972-го. Для этого на крейсере была оборудована специальная площадка, возвышавшаяся над палубой на высоте 300 мм. Пилотировал лётчик-испытатель М.С. Дексбах.
Первым из строевых лётчиков освоил взлёт с коротким разбегом на Як-38 командир 311-го отдельного корабельного штурмового авиаполка ВВС Краснознамённого Тихоокеанского флота подполковник Ю.И. Чурилов (Герой Советского Союза).


Учебно-тренировочный СВВП Як-38У
Опытный экземпляр учебно-тренировочного Як-36МУ, предназначенного для обучения лётного состава вертикальному взлёту и посадке, отработки висения и переходных режимов, был построен в ОКБ только 19 мая 1972-го. При компоновке машины большую сложность вызвали вопросы размещения второй кабины с приемлемым обзором из неё и спасения экипажа в аварийной ситуации. Было впервые обеспечено одновременное принудительное катапультирование обоих членов экипажа на режимах ВВП с разведением траекторий и ручное катапультирование с задержкой 0,6 с.



Модернизированный палубный штурмовик Як-38М
В 1985-м был создан улучшенный вариант Як-38М, снабжённый двумя подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением (эффективность по сравнению с Як-38 возросла на 15-20 %). Велась разработка и многоцелевого самолета Як-39 для использования в качестве палубного истребителя-перехватчика и штурмовика, имеющего увеличенную площадь крыла, топливные баки большей ёмкости, бортовую многофункциональную РЛС, усовершенствованную БРЭО и вооружение, однако этот проект реализован не был.


В апреле 1980-го четыре Як-38 в испытательных целях направили в Афганистан (борта "25", "53", "54", "55"). Там они действовали в течение четырёх месяцев (группа «Ромб») с ограниченных площадок в условиях высокогорья. Один самолёт был потерян по небоевой причине. Всего на Як-38 выполнили в Афганистане 107 полётов в боевых условиях парами и в одиночку в сопровождении Су-17.
В целом проект оказался неудачным, интерес военных моряков к Як-38 был недолгим. Самолёт обладал слабой тяговооружённостью, в низких широтах при высокой температуре и влажности он зачастую имел проблемы со взлётом и обладал крайне небольшим радиусом действия. Як-38 довольно быстро стал лидером советской авиации по числу аварий, хотя жертв благодаря системе автоматического катапультирования было не так уж много. Из 231 выпущенного самолёта в авариях и катастрофах было потеряно 48. В связи с этим в авиачастях и возникла поговорка: «В небе реет грозный Як, Як об палубу хуяк!»
К концу 1989-го выпуск Як-38 был прекращен, а уже в 1992-м была полностью прекращена их эксплуатация в строевых частях.
Опыт эксплуатации Як-38 подтолкнул командование ВМФ к возрождению на флоте штурмовой авиации берегового базирования, которая была ликвидирована сразу после окончания Второй Мировой. Вновь создаваемые штурмовые авиаполки вооружались ударными самолётами типа Су-17. Однако ещё до начала массового списания Як-38 корабельные штурмовые авиаполки авиации ВМФ, их эксплуатировавшие, в конце 1980-х стали перевооружатся на самолёты типа Су-25.
В связи с развалом СССР штурмовая авиация в ВМФ просуществовала недолго: уже к середине 1990-х авиаполки штурмовиков стали ликвидироваться, техника передаваться на базы хранения и разделки.
В 2004-м Як-38 официально были сняты с вооружения ВМФ. К тому моменту на базах хранения и разделки АТ уже практически закончилась варварская утилизация авиапарка. Ещё раньше были исключены из состава флота и проданы в Китай авианосцы «Киев» (1993), «Минск» (1994), «Новороссийск» (1994), так и не получившие замену Як-38 в виде перспективного Як-141.



22 сентября, 1975 год. Начались государственные совместные испытания истребителя-бомбардировщика Су-20.



22 сентября, 1981 год. Семь мировых рекордов скорости на 2.000-км замкнутом маршруте с грузом от 35 до 65 т - 975,30 км/ч; экипаж Г.Н. Волохова на Ил-86.
Рекорды не превышены.



22 сентября, 1989 год. В Мэриленде (США) установлен мировой рекорд скорости полёта воздушного змея - 193 км/ч.



22 сентября, 1994 год. Первый полёт дирижабля "Аэростатика-01" конструкции А.Н. Кириллина; С.Лебедев.



22 сентября, 2006 год. С участием президентов России и Франции в Ле Бурже открыт памятник воинам авиаполка «Нормандия-Неман».



22 сентября, 2012 год. На аэродроме авиабазы Чугуев разбился учебно-тренировочный Л-39. Пилотировал курсант 3-го курса Харьковского университета воздушных сил Николай Наконечный, 1991 года рождения. О возникновении особого случая в воздухе пилот ГРП не докладывал, попыток катапультирования в полёте не предпринимал. При выполнении взлёта курсант подорвал самолёт на малой скорости, после чего начались кренения, перешедшие в срывной режим, с которыми неопытный пилот не справился, высоты не хватило... При ударе о землю самолёт разрушился, курсант погиб.

безопасность, АВИАЦИЯ, мир велик, гражданские, история, катастрофа, вертикальные, военные

Previous post Next post
Up