Лётные лики
Чарльз Элвуд Йегер (Charles Elwood Yeager); род. 13.02.1923-го в Западной Виргинии. Более известен как Чак Йегер ( Chuck Yeager) - американский лётчик-испытатель, в дальнейшем - генерал военно-воздушных сил США.
14 октября 1947-го Чарльз Йегер впервые превысил на самолёте скорость звука в управляемом горизонтальном полёте на Bell X-1. Впоследствии он внёс большой вклад в развитие военной авиации и космонавтики в США. Его авиационная карьера продолжалась более чем 60 лет, и за это время он успел побывать в самых разных уголках земного шара, включая Советский Союз во времена холодной войны.
Летал на первом МиГ-15, который американцы смогли заполучить в ходе Корейской войны.
Бригадный генерал Йегер получил звание генерал-майора ВВС спустя 20 лет после его достижений во время военных действий.
В лётную школу поступил сразу по окончании средней школы зимой 42-го, под впечатлением налёта японцев на Перл-Харбор. Пилотские «корочки» и погоны младшего лейтенанта ВВС получил весной 43-го, и сразу попал в самую мясорубку: получил назначение в истребительную авиагруппу 8-й Воздушной армии США, летавшей на бомбёжку объектов Германии с английских аэродромов. Летал на «Мустанге»; в 44-м сбит над Францией, но умудрился пробраться через все кордоны и границы в Англию - и продолжал летать!
Войну Йегер окончил, имея на счету 64 боевых вылета. По меркам американских ВВС в Европе - это очень много! Официально Йегер завалил 13 фашистских самолётов. Даже если эта цифра, как обычно, завышена - нет сомнений, «мустангер» в тени под облачком не прятался, честно делал свое дело - защищал тяжёлые бомберы 8-й ВА. От истребителя сопровождения глупо требовать «сбитые самолёты противника». Его задача - не позволить сбивать свои бомбардировщики.
Уже в 46-м Чак Йегер - лётчик-испытатель главной базы ВВС США Райт-Паттерсон. 14 октября 47-го Чарльз Йегер стал первым в мире пилотом, преодолевшим звуковой барьер. В этот день он стартовал на крылатом Белл «Х-1», сброшенном с подвески бомбардировщика В-29 на высоте 13100 метров. Включив жидкостно-реактивный двигатель, Йегер развил на снижении скорость в 1,06 Маха (около 1100 км/ч). Самое удивительное - он ещё и посадил машину, исчерпавшую запас топлива, без единой царапины!
... Йегер позже командовал авиаподразделениями в Германии и в Юго-Восточной Азии, ещё позднее консультировал ВВС Пакистана.
14 октября 2012-го на 65-летие, преодолев звуковой барьер, Йегер сделал это снова на McDonnell Douglas F-15 Eagle авиабазы Неллис - в возрасте 89 лет...