За сравнительно недолгое время своего существования, метро превратилось в нечто большее, чем просто средство передвижения. О подземке складывают легенды, пишут книги и песни. В метро знакомятся, читают книги и разгадывают кроссворды, спят, прислонившись к двери с надписью «не прислоняться», продают бесполезные и не очень вещи, рекламируют все подряд, добираются до работы или учебы. Иностранцы ходят в наше метро, как в музей. Да и мы, воспринимающие красоту метро как должное, можем открыть для себя немало интересного в этом необыкновенном подземном мире.
На самом деле, такой вид транспорта как метро совсем не распространен. На земле не наберется и двух сотен городов, где можно покататься в «подземке». Чтобы пересчитать города, где есть метро, на таких континентах, как Африка и Австралия, вполне хватит пальцев одной руки. Например, в Австралии это только - Мельбурн и Сидней. В Европе и Америке дела с подземным транспортом обстоят лучше, но и здесь метро все же редкость.
Причина отсутствия метрополитена во многих городах проста: его строительство обходиться очень дорого и не окупается там, где население меньше 2-3 миллионов человек. Тем не менее, в мире хватает мегаполисов, и в некоторых из них необходимость в новом виде транспорта возникла более ста лет назад.
Первая линия метрополитена длиной 3,6 км была построена в Лондоне и запущена 10 января 1863 года. Строительство осуществляла компания «Metropolitan Railways», что можно перевести с английского как «Столичные железные дороги». От этого названия и произошло слово «метрополитен», употребляемое сейчас во многих странах, в том числе и в России.
Изначально первая ветка лондонского метро эксплуатировалась на паровой тяге, которая в 1890 году была заменена на электрическую. Первым пассажиром электрического вагона стал принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII.
Метрополитен в Лондоне на сегодняшний момент не только самый старый, но и самый протяженный и самый дорогой.
Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904).
Стоит отметить, что, несмотря на сложившийся стереотип, метро совсем не обязательно должно быть подземным. Просто под землей наиболее безопасно располагать такой скоростной вид транспорта.
В нашей стране первые замыслы строительства метро появились уже в 1820 году. Когда инженер Торгованов обратился к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. В то время эта идея прозвучала столь революционно, что ее даже не восприняли всерьез, а автора признали не вполне вменяемым человеком. Предложение инженера получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных».
Первые проекты метро в Москве относятся к 1890 году. Главный метровокзал предполагалось построить там, где сейчас находится Мавзолей Ленина. Строительству тогда помешали духовенство и извозчики. Примерно в это же время в Петербурге сопротивление строительству метро оказывали владельцы трамвайных путей, которым не нужны были конкуренты.
Идею строительства метро воплотили уже при советской власти. Первая линия метрополитена в нашей стране была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года.
Наше метро по праву считается самым красивым. По оригинальности с ним может сравниться лишь стокгольмский метрополитен, который иногда называют самой длинной художественной галереей в мире. Каждая линия оформлена по-своему, а на некоторых станциях устраиваются выставки. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников.
Жизнерадостное шведское метро
Что же там внутри?
Также как немногие смогут правильно объяснить, как работает телевизор, мало кто до конца разбирается в сложной системе работы метро. Может, именно поэтому про этот подземный вид транспорта существует столько домыслов.
Подогревает фантазию тот факт, что в России метро - объект стратегической важности и фото-, видео- съемка здесь долгое время была запрещена законом.
Что же не должно попасть в объективы шпионских камер? В первую очередь это запасы еды. Считается, что в метро существует несколько огромных складов с тушенкой, запасами питьевой воды и прочими необходимыми продуктами на случай экстренных ситуаций. Ходят слухи, что к стратегическим запасам относят и шоколад, а значит, где-то в глубинах метрополитена спрятаны килограммы этого лакомства.
Еще один популярный миф повествует о существовании в Москве альтернативного метро, так называемого Метро-2, которое связывает самые важные правительственные здания. Именно так президент может добраться на работу вовремя, пока весь город стоит в пробках.
Возможно, что-то из этого и соответствует действительности, в отличие от следующей сплетни. Говорят, в тоннелях метро обитают крысы, величиной с кошек. Иногда они попадают под колеса поездов, что приводит к неожиданным остановкам между станциями на несколько минут.
В петербургском метро, ко всему прочему, были замечены удавы, сбежавшие от своих эксцентричных хозяев. Несколько лет назад рассказ женщины об огромной змее, выползшей на одной из закрытых станций, был напечатан во всех «желтых» изданиях.
Хорошо, что змеи и крысы встречались очень немногим пассажирам, а вот собак в метро, думаю, видели все. Здесь они греются зимой и попрошайничают. Не очень ясно, как животные ориентируются в системе линий и пересадок московского метро. Однако ходят упорные слухи, что многие псы живут на одних станциях, а "на работу" ездят на другие.
Также в метро можно встретить других запоминающихся персонажей. Музыкантов, продавцов, пересевших из электричек в вагоны метро со своим зазывным предложенями, участников флеш-мобов, разъезжающих вверх и вниз на эскалаторах с жизнеутверждающими надписями на табличках и просто очень странных людей.
Вот такой дяденька иногда сидит на ст.м. Гостиный двор, например)
В метро можно даже найти свою любовь. Может, у кого-то из вас бывали случаи, когда вам казалось, что вы встретились взглядом с молодым человеком или девушкой вашей мечты, но безжалостная давка лишила вас возможности познакомиться и размела по разным сторонам вагона? Если да, то знайте, вы не одиноки. В интернете существует сообщество
vstre4i_v_metro , где каждый день люди ищут любовь, вышедшую на станцию раньше них. И, что самое удивительное, некоторые действительно находят.
Метро - это целый удивительный мир, во многом скрытый от посторонних глаз. Об этом лучше других знают люди, называющие себя диггерами. Они проникают в метро по ночам, полулегально. И, когда вокруг нет ни души, а движение поездов прекращено до утра, они исследуют тоннели и строящиеся станции.
Не многие могут себе представить, например, по каким «американским горкам» мы ездим. Когда поезд подходит к станции Горьковская первый вагон находится ниже последнего почти на 7 метров.
В метро можно найти много любопытного и днем. Например, на многих станциях, которые выложены мрамором, легко встретить доисторических животных. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски - все чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные в мрамор. Отыскивать их на станциях занимательно, особенно если вы кого-то ждете.
На снимке - срез окаменевшей губки, которых довольно много в этом мраморе, а рядом с ней - небольшая раковинка двустворчатого моллюска. Москва, ст.м. Маяковская
А что вы знаете интересного о метро? И чем занимаетесь в ожидании поезда?