Я было пустился в долгие рассуждения о том, условна ли красота и в каком смысле, но вижу, что ниасилю. И работа стоит. Поэтому просто выложу хвост предыдущих рассуждений. Напоминаю, что я в вопросах искусства и эстетики дилетант, и суждениям моим не следует придавать большей цены, чем они стоят. Извините, если шо
Нет-нет, разумеется, Подлинная Красота вечна и неизменна! И человек с неиспорченным вкусом сразу узнает истинно прекрасное. Вот, например, Венера:
Ой, извините, это не та Венера! Конечно же, вот эта:
Ведь это-то подлинная красота, верно?
Ага. Если она стоит в музее и подписана. Во-первых, если современный человек, с его современными вкусами, увидит женщину с фигурой Венеры Милосской на пляже, он ее не оценит. Он скажет, что она слишком рыхлая. Талии нет. Нет, вот это - не талия. Живот не подкачан. А руки, вы эти руки видите (то, что осталось)? У нее руки толстые! Жируха, короче.
А во-вторых, если говорить не о женщине, а о произведении искусства - разумеется, Венера так прекрасна именно потому, что она белая. Мраморная. Без этой вот варварской пестроты. Не знаю, как вы, а я лично вырос на противопоставлении всяких варваров, которые любили поярче и попестрее, потому что дикари, и благородных эллинов, у которых все было беломраморное... А потом на нас свалилось вот это безобразие:
Да, и эллины тоже любили поярче и попестрее. Все любят поярче, на то нам и колбочки в глазу дадены.
Точнее, как. До определенного момента «поярче» могли себе позволить немногие. И все было просто. Чем ярче, чем больше красок, чем больше золота и блеска - тем красивее.
Как только яркость по той или иной причине становится дешева - или, например, богатство перестает быть неотъемлемым и единственным признаком высокого статуса - появляются эстеты. Люди, которые разбираются в настоящей красоте. Появляется любовь к полутонам, неброским цветам, нежным оттенкам. Именно то, что нельзя взять и купить за деньги, шваркнув на прилавок мешок с монетами. Это надо знать. С этим надо родиться и вырасти.
«У самого входа стоял привратник в зеленом платье, подпоясанный ярко-вишневым поясом, и чистил на серебряном блюде горох. Над порогом висела золотая клетка, из коей пестрая сорока приветствовала входящих». (Петроний Арбитр, «Сатирикон»).
Вольноотпущенник Тримальхион сказочно богат и может себе такое позволить. Он себе может и не такое позволить. Но он лишен вкуса и чувства меры, не имеет представления о том, что принято и что не принято, и потому жалок и смешон. У него есть все, что можно купить за деньги - но того высокого статуса, к которому он стремится, за деньги не купишь. То же самое мы увидим везде, в любом обществе, где статус и престиж не сводится к богатству, будь то мольеровская Франция, хэйанская Япония - или современная Россия. Это общество, где прежняя аристократия (как бы она ни называлась, «дворянством» или «интеллигенцией») постепенно теряет былые позиции, и все, что остается ее неотъемлемым владением - это воспитание и эстетизм. Умение правильно выбирать вилку к рыбе и к фруктам, умение слагать стихи и понимание, какие цвета сочетаются, а какие - ни в коем случае.
Тем более, что у быдла... хорошо, назовем это «необразованными классами», - несомненно, есть свои вкусы. Это небыдло уверено, что у них нет вкуса - а он есть. Просто, разумеется, с точки зрения образованного человека он ужасен. Это люди, которые застилают коврами любую доступную поверхность, обклеивают потолок спальни зеркалами и ставят в санузле золотой унитаз. Которые приезжают в лес и вместо того, чтобы наслаждаться тишиной, врубают в колоночках записи «Аншлага». Это люди, которые слушают шансон и русский рэп. Потому что это красиво.
На самом деле, возможно, в былые времена и существовало единое представление о красоте - принадлежавшей, естественно, высшим классам, а остальным доступной постольку-поскольку. А возможно, у низших классов всегда были свои собственные представления о красоте, но до нас они просто не дошли, или дошли обрывками:[Spoiler (click to open)]
Суть-то не в этом.
Суть в том, что твое представление о красоте - это штамп, который ты ставишь на себя сам. Добровольно и с песнями. Представляете, как удобно? Не надо ни за кем гоняться, не надо клеймить каленым железом, клепать железные ошейники, нашивать на одежду какие-то специальные знаки. Человек просто открыл рот, включил музыку, купил одежду, обставил квартиру - и ляпнул на себя печать. «Я - интеллигент в шестом поколении». «А я из простых собак, не из породистых. И весь двор будет слушать «Владимирский централ» вместе со мной из крутых колонок моих тюнингованных «Жигулей»!» «А я приехал из деревни, разбогател и очень хочу показаться эстетом и ценителем прекрасного!» Дружный хохот в зале. «Мещанин во дворянстве» в самом деле вечная мишень для шуток. Потому что он уже догадывается, что его представление о прекрасном не соответствует, но вечно отстает на два шага от того, что считается прекрасным сегодня.
В эту же степь - отвлеченное любование природой и искусством. Эстетизм - он как павлиний хвост, основной его смысл - в том, что мы можем себе позволить таскать лишнюю тяжесть любоваться бесполезным и разбираться в бессмысленном. Путник, который застыл над обрывом, любуясь горным пейзажем, наверняка прочел сотни книг, видел тысячи картин и твердо знает, как надо любоваться и куда глядеть. Эта прогулка стоит очень дорого не потому, что дорого подняться в горы - дороже всего стоит натренировать глаз, который умеет правильно любоваться горами. Путник другой эпохи будет стоять иначе и любоваться другим (и вообще в картину не полезет).
И если вам кажется, что есть «нормальное» представление о красоте - и есть какое-то извращенное, искусственное, наносное, - это лишь потому, что вы основную часть времени находитесь в той среде, которая понимает «прекрасное» ровно так же, как вы. Все имеющиеся колебания моды и вкусов - в пределах тех же рамок. А те, которые отделывают ванную золоченым кафелем и всерьез собираются каждый день там мыться - они просто странные какие-то. Но для них современные эстеты с их «лаконичными интерьерами» не менее странны. Как в больнице живут. Ну хоть бы коврик какой на пол для уюта постелили, что ли. Любой из нас, выбирая тот или иной костюм, интерьер, пейзаж на стену и пейзаж за окном, заявляет о себе как о представителе той или иной среды. Люди, которые из турпоездки привозят стопиццот селфи вида «Я на фоне Колизея», тем самым сообщают о себе окружающим нечто важное - но и я, привозя из поездки шесть тысяч фотографий, среди которых нет ни единого селфи, сообщаю о себе нечто не менее важное, которое представителям иных социальных слоев режет глаз не менее, чем «губки уточкой».
Вот именно поэтому мы тратим тонны сил и сжигаем километры нервов на то, чтобы внушить детям правильное представление о прекрасном. Хороший вкус и умение видеть красоту - это не просто приятные эмоции. Это такой же пропуск в мир правильных людей, как аристократический выговор Элизы Дулитл.
Да, если чо: «правильные люди» не значит «богатые», «обеспеченные», «со связями» и все вот это. «Правильные люди» - это в первую очередь те, с которыми будет не напряжно общаться. А потом уже все остальное, если повезет. И если вы не понимаете, о чем я, значит, вам повезло и ваши соседи давно не включали на полную громкость модную попсу. ;-)
P.S. И три поста о вкусах от человека, который в этом разбирается - в отличие от меня.