Выложенных цитат о начале Великой Отечественной достаточно, чтобы сделать один принципиальный вывод.
У нас обычно цепляются за частности, мелочи. Была измена среди высших офицеров или нет? Верил Сталин Гитлеру, или не верил? Насколько восстановила крестьян против советской власти неуклюже проведённая коллективизация? Следовало ли незадолго до войны начинать чистки среди командного состава? Ну, и так далее...
Предлагаю пойти дальше.
Тогда мы получим, что и сам Сталин, его фигура, его действия, его политика - точно такая же частность. И частностью также является выстроенная им система.
А что же тогда главное и целое?
Вспомним, сколь неразумно ввязывалась Россия во все предыдущие войны. Сколь недальновидна была её политика.
Общий вывод, который следует сделать из нашей военной истории: Россия не создала полноценной цивилизации, которая могла бы противостоять Западу. В столкновениях в Западом мы постоянно терпим фиаско.
Обычно мы "считаем цыплят по осени", горделиво заявляя, что почти во всех войнах победили же. В Великую Отечественную дошли до Берлина. Присоединили к себе чуть ли не пол-Европы. В Отечественную 1812 года дошли до Парижа...
Ой ли? Во-первых, неизвестно, как бы всё обернулось без помощи того же Запада. У нас обычно значение её недооценивают.
Во-вторых, это не созданная, выпестованная, построенная цивилизация русских победила цивилизацию латинян. То, что построено, показывает себя в самом начале. Ибо лежит на поверхности. Точно так же, как построенное немцами показало себя в самом начале войны. Сколько ошибок было понаделано, что привело к войне 1812 года? Их точно совершил один только Александр I? А не вся наша цивилизация в целом?
Совершает ошибки не один только царь. Это вся система, построенная русским народом, позволяет нашему Царю совершать ошибки. Вместе с каждым отдельным Государем совершаем ошибки все мы. И ныне живущие, и наши предки. И, коль скоро мы не собираемся ничего менять, то и наши потомки...
Весьма поучительно смотреть, как цивилизация, выстроенная за какие-то три столетия американским народом, не позволяет совершать ошибки малообразованному нахальному выскочке, оказавшемся в кресле президента. Работа системы, что называется, налицо. Ошибок и невежества может быть сколько угодно - а система живёт и процветает. У нас же всё может повалиться от одной-единственной ошибки одного человека. Захотел - и росчерком пера зарубил всё отечественное компьютеростроение. И начали производители послушно копировать целое семейство IBM...
Следует сознаться: мы полноценной системы не построили. То, что помогало нам побеждать - не система, но основа, субстанция, суть, "тесто" русского народа. Оно действительно сильное и по женски живучее.
Именно на этом уровне осмысливал войну Сталин, когда тщательно отслеживал контракты на поставки полушубков из Монголии - основного мирового поставщика... Мол, если нет контрактов на сотни тысяч штук - в преддверии зимы Гитлер войну точно не начнёт. Должно же было чему-то научить латинян наполеоновское вторжение? Ему и в голову не пришло, что немцы могут сделать упор на цивилизованность, скорость и технику боя, а не на столкновение двух народных духов, тех самых глубинных сутей.
Мы задавили немцев массою, полушубками и ватниками, личной самоотверженностью и героизмом, презрением к человеческой жизни, а не победили за счёт построенного, то есть наших цивилизационных достижений. Достижения - это не просто создание "Ил-2", "Катюши" и "тридцатьчетвёрки". Это продуманная тактика каждого боя, тщательная организация боевых действий, умение уважать, беречь и учить личный состав, современные средства связи, способы грамотного взаимодействия различных групп войск... Культура, которую строят, предполагает полноценную заботу и о мёртвых солдатах, не только о живых... В "загнивающей" Европе никому и в голову не придёт делать из костей солдат, павших на поле брани, муку для корма скота! Немцы проехались по всем местам кровавых боёв, везде надписали, поправили и укрепили свои могилки...
Во всех войнах, в конечном счёте, победила не созданная, столетиями выпестованная нами система, но простой русский народ. Толпа, слепую энергию которого власти направили на уничтожение врага. И направили самыми варварскими, бесчеловечными, жестокими, не жалеющими людей средствами. Так было во всех предыдущих войнах. Наша система никогда не ценила и не жалела людей - даром что считается христианской...
Но простой народ не есть цивилизация. Та, которую построили. Построенное нами спасовало, показав себя в первые же секунды войны. Построенное немцами позволило им молниеносно дойти до Москвы. Мы считаем себя победителями - хотя на самом деле как строители мы потерпели фиаско. Впрочем, не в первый раз.
Как народ мы победили. А как цивилизация - нет. Начало, а особенно - причины наших войн (включая четыре последние, чеченскую, грузинскую, сирийскую и украинскую) более всего доказывают уязвимость, даже ущербность нашей цивилизации.
Путин выстроил систему, основанную на экспорте углеводородов. Вся наша жизнь завязана на них. Любое иное строительство тем самым закончилось. В нём нет внутренней, экономической необходимости. Если у нас и пытаются выпускать нечто инновационное - хотя бы те же самые нанотехнологии - то исключительно с целью самоутверждения, дабы не отстать от Запада, не чувствовать себя ущербными вполне. В этом развитии нет внутренней или экономической потребности. Это своего рода чиновничья блажь.
Сталин выстроил систему, основанную на страхе. В результате - никто из отдельных командиров не взял на себя смелость дать команду к отпору немцам. Сталина боялись больше, чем врага. Но разве дело в Сталине?
Сталин вынужден был загнать пол-страны в лагеря, так как иначе Россия не смогла бы подготовиться к войне. Социализм, как выяснилось, не работал.
"Пряник" в виде будущего коммунистического процветания не привлекал народ - вопреки наитиям "великих теоретиков". Других же у нас и нет... Своя рубашка оказалась ближе к телу. К тому же варварские способы первых десятилетий коммунистического строительства перессорили нас со всем миром.
Остался только кнут. Им и воспользовался Сталин. А у него был выбор? Заняться демонтажем социалистического строя аккурат накануне мировой войны? Его окружение точно бы ему позволило? "За что же сражались наши товарищи на баррикадах?!" Деды воевали...
Керенский пытался построить систему, основанную на свободе. Однако деятельность либерального правительства вела к одному только разрушению. Либерализм тоже не работал! Абсолютизация свобод и гуманизма, в которые свято верили Керенский и другие члены ложи, не пошли во благо русского народа. Но разве дело в Керенском?
В результате власть совершила нечто непростительное в российских реалиях - ослабла. Она валялась под ногами. Наиболее фанатичный лидер, Ленин, взял её в свои руки. Но разве дело только в Ленине?
Мы были вынуждены свергнуть царский режим. Так как он полностью прогнил и - также во многом за счёт симбиоза с Русской Церковью - постоянно запаздывал с необходимыми реформами. Царский режим тоже не работал. Но точно ли дело в самом царизме? Если ничего не работает...
И вот сейчас, "dans Ie meilleur des mondes possibles" (с), Voltaire), в этом лучшем из миров, когда все цари, керенские и генсеки ушли в небытие, когда за счёт наличия ядерного оружия на нас никто уже не нападёт, и можно спокойно заняться строительством, когда на нас десятилетиями обрушивались потоки золота от экспорта нефти и газа, руководитель самого крупного банка страны спрашивает у помощника Президента:
"У нас ничего не работает. И мы не понимаем, почему?" Капитализм точно так же не работает, чёрт возьми!
Это означает, что русские настолько в потёмках по поводу самих себя, что даже не знают, куда идти. Что и как строить? Как - не копируя слепо Запад - стать полноценными людьми? Недостаточно быть просто ватниками... Ими недостаточно было быть даже 200 лет назад.
У нас не только не выстроена цивилизация. Никто не знает, что нужно менять. Не знает и Путин. Поэтому он пошёл по самому лёгкому пути - строительства "мировой бензоколонки", обусловившего бонапартистский режим в России.
Но разве дело в одном только Путине? Не знаем все мы.
Именно поэтому у нас, русских, нет единства в понимании исторического процесса. Одни держатся за Сталина, другие за царя, третьи за Путина... Есть даже те, кто держится за Гитлера. Бюстик Наполеона на столе у пушкинского Онегина тоже о многом говорит... Мы смутно чувствуем, что дело не в персоналиях, но глубже. Но не понимаем, в чём. Не обвинять же самих себя? Не видя целого и главного, так мы и разошлись по разным лагерям.
Мы, русские, точно, победили немцев. Но не победили их цивилизационно. И вот доказательство: та часть Германии, которую мы получили как военный трофей, тихо-мирно присоединилась к Германии, оккупированной Западом - как только рухнул социалистический этап нашей цивилизационной неудачности. У нас в очередной раз всё обрушилось, деконструктивные процессы, рядящиеся в одежды "реформ" всё нарастают, русская провинция откровенно загибается, а Запад по прежнему живёт, процветает и манит к себе. Побеждённая Германия торжествует. И она всегда будет торжествовать, сколько раз её не побеждай. Потому что не имеет характерного для России порока: западные власти сотрудничают с обществом на равных, а не господствуют над ним. Именно в этом и заключается секрет западного процветания.
И стоило тогда навязывать нашу средневековую систему странам-сателеллитам, коль скоро она вновь оказалась неудачливой? Тем более, что за это навязывание нас все люто ненавидят...
То, что все забыли о нашей огромной роли в освобождении Европы от Гитлера, но отлично продолжают помнить о никудышной оккупационной политике - лишь дополнительно подтверждает эти рассуждения. Мы ничего не можем предложить другим, кроме своих цепей. Что у нас, русских, было создано такое, чему все завидовали бы и хотели к нам? Зато можно привести длинный список, за что презирают и бегут. Беларусь - на очереди. Да мы и сами бежим от себя. Цифры в десятки тысяч русских, ежегодно эмигрирующих на Запад, говорят обо всём.
И напал на нас не выстроенный Гитлером Рейх. Напала вся западная система - продуманная, отшлифованная, собранная, техноцентричная, ценящая и уважающая и порядок, и отдельного человека, низовую инициативу. Именно перед нею спасовала Россия - расхлябанная, вороватая, ленивая, презирающая простых людей, закон и порядок, и уважающая лишь тупую власть да силу. А проще - испугалась. Понадеявшись на "авось всё само закончится" да "может, это провокация?" Мы всегда смотрели на Запад как на старшего.
Именно этим объясняется молчание Сталина первые дни войны. Его молчание было намеренным. Он боялся сделать лишний шаг, сказать лишнее слово, всё надеясь, что это случайность, провокация, что Великий и Могучий Запад вот-вот одумается. Потому что Сталин прекрасно знал цену и нашей системе, и самому себе. Гитлеру он верил больше.