Подавляющее большинство авторов, размышляющих о счастье, обязательно указывают, что самое главное - свобода, возможность делать свои ошибки. Главное ли?
Допустим, некто (пусть даже и я:) придумает некую идеальную концепцию, или хитроумное электронное устройство, которое позволит безошибочно найти свою идеальную половинку. Вот так прям сразу, одну и на всю жизнь. Не ломая дрова, чужие судьбы и без проб и ошибок.
Ну, предположим. Как научное допущение. Это позволит нам рассуждать дальше.
Те, кто этим изобретением воспользуются, и найдут свою половинку, никогда не будут счастливы вполне.
Их будет мучить мысль, свербить внутренний червячок. Какой? Что не само счастье, случайно, свалилось на голову. А обеспечило его некое устройство или концепция. И со временем они возненавидят того, кто обеспечил им это счастье. То есть меня)))
Это примерно как воскресенье: оно отравлено мыслью, что завтра на работу. Вроде свободен, но уже не вполне отдыхаешь. Радости выходному дню, как в субботу, уже нет. Потому что у радости нет перспективы.
Ценность счастья тогда, когда мы находим его случайно. Здесь случайность - самое главное. Именно тогда мы будем его ценить.
Итак, первый компонент счастья - случайность.
Потому что мы не совершили своих ошибок. У нас должно быть ощущение свободы - что мы свободно выбрали своё счастье, а не по чьей-то указке. Даже счастья, обретённого по указке, нам мало.
Свобода есть обязательная часть нашего счастья. Без свободы, сознания свободного выбора, привнесённого в счастье, его не будет.
Второй компонент счастья - свобода.
Почему так? Дело не в свободе как таковой. Не надо её абсолютизировать. Для человеческой души есть кое-что и поважнее.
Свободный выбор, вообще случайность встречи своего человека - должна нести в себе ощущение чуда. Вот чего нам необходимо, чтобы счастье было настоящим. Ощущение чуда. Если мы обретаем счастье через аппарат или концепцию, ощущение чуда отсутствует напрочь. И нам без него скучно. Счастье отравлено тем, что на нём нет отблеска чудесного.
Нам недостаточно свободы, нам недостаточно возможности самостоятельного выбора - нам ещё чудо подавай. Вот тогда мы наше счастье и ценим.
Смотрите, вот ребёнок. Казалось бы, ему достаточно получить подарки из рук родителей. Но ему их кладёт под ёлку Дед Мороз. Тайно, ночью. Родителям приходится придумывать этот миф, потому что так интереснее. Сам факт чудесного появления навсегда накладывает на подарки свой отпечаток.
Этот ребёнок, нуждающийся в чудесном, никуда не делся в нас. Нам по-прежнему недостаточно просто подарка, просто счастья - нам надо, чтобы оно досталось чудесным образом. Вот почему нам скучно обрести счастье через аппарат. Ощущения чуда нету.
Третий компонент счастья - ощущение чуда.
Даже если мы просто встретились в метро - всё равно ощущение чуда есть. А через аппарат (да и сайт знакомств) - чуда нету. Такие отношения не ценишь. Подумаешь, задам поиск - ещё десяток таких найду. Самое главное - синтаксис запроса.
Это, кстати, совершенно новое слово в анализе сетевых знакомств. Вот чего им не хватает более всего. По этой причине и не дорожат сетевыми знакомствами, стремительно исчезают после двух-трех встреч.
Кстати, по этой же причине женщины любят, когда подарок запакован во что-то яркое, необыкновенное, блестящее. Им недостаточно просто получить коробку. Пусть даже подарок самый что ни на есть ценный.
Бытует стереотип, что любовь к красивой упаковке есть проявление в женщине мещанства. Это мнение неубедительно. При том, что в женщине мещанство, точно есть (и властно нуждается в компенсации).
Яркая, необычная упаковка рождает в женщине ощущение чего-то чудесного, загадочного. Красочная упаковка подарка актуализирует инфантильные праздничные, новогодние переживания. Которые и компенсируют однообразную жизнь.
Высший пилотаж красивой упаковки - когда ваша подруга протяжно стенает, что ей жалко эту упаковку разрывать. Чудо состоялось.
У мужчин такого и близко нет. Разве только на совсем другом, духовном уровне. На уровне судьбоносных переживаний. Мужчине можно не запаковывать коробку! То, что вы вместе с ним, для него уже чудо. Ну, если он любит. Та бесконечность, которую носят в себе мужчины, на красивую упаковку не разменивается...
Но и это не самый последний душевный уровень. Что лежит ещё глубже? Почему нам нужно чудо? Что в основе такой потребности?
Потому что чудо связано со сверхъестественным. С Судьбою, там, или Богом. Чтобы не ударяться в контр-революционную поповщину, назовём это Высшей Инстанцией.
По какой такой причине эта Высшая Инстанция дарит нам чудо? С чего бы это ей выбрать именно нас? Причин тут может быть две.
Первая самая простая, о которой вы уже догадались - что мы особенные. Высшая Инстанция именно по этой причине выбрала нас. Появление чуда в нашей жизни укрепляет нашу веру в свою необычность. Вообще, дарует веру в свои силы. Чем я необычнее, тем я сильнее. Чем я сильнее, тем необычнее.
Те, у кого было счастье, подтвердят: начинаешь чувствовать, что ты необыкновенный. Вообще, что-то необыкновенное в жизни происходит. Необыкновенный тот, кого мы любим. И весь мир стал необыкновенным. Он приобрёл новое для нас измерение, особую метафизическую глубину. Вспомним изумительное описание любви в одном из самых поэтичных произведений И. Бунина,
"Руся":
"И он опять прижимал к губам ее руки, иногда как что-то священное целовал холодную грудь. Каким совсем новым существом стала она для него! И стоял и не гас за чернотой низкого леса зеленоватый полусвет, слабо отражавшийся в плоско белеющей воде вдали, резко, сельдереем, пахли росистые прибрежные растения, таинственно, просительно ныли невидимые комары - и летали, летали с тихим треском над лодкой и дальше, над этой по-ночному светящейся водой, страшные, бессонные стрекозы. И все где-то что-то шуршало, ползло, пробиралось..."
Четвёртая компонента счастья - ощущение своей избранности, необыкновенности.
Второе глубже. Высшая Инстанция не просто так, механически, обратила внимание на нашу необыкновенность. Это ведь тоже получается некий скучный автоматизм (пусть и на другом уровне): куда бы Высшая Инстанция делась, мою необыкновенность обязана была оценить.
Нет. всё не так. Раз Высшая Инстанция нас выбрала, значит она нас любит. Нам важно знать, что нас любят Высшие Силы, считают необыкновенными и послали нам чудо.
Пятый компонент счастья: ощущение любви Высших Сил.
И вот тогда мы готовы смирить свою гордыню, и начать приспосабливаться к другому человеку. То есть, перед такой Высшей Любовью мы готовы продемонстрировать смирение. А иначе мы не сможем смириться с потерей личной свободы. Гордыня не позволит остановиться на данном выборе. А тут уже, с чудом да с Высшей Любовью нам просто деваться некуда.
Шестой компонент: наше смирение перед Высшим.
Это интересно, и кажется противоречивым: мы одновременно чувствуем себя необыкновенными, избранными Судьбой, именно нам она послала такое необычное, чего ни у кого нет. И в то же время - мы смиряемся перед Высшим.
Вот, при случайном знакомстве все эти слои психики работают одновременно. Сначала ощущение свободы, потом осознание своей силы (если я совершил ощибки, то стал сильнее, не правда ли?), потом ощущение случайности, спонтанности, затем - чудо, затем ощущение своей необыкновенности, а потом уже ощущение, что Высшая Инстанция любит нас. То есть две любви как бы сливаются воедино: наша любовь к чудесно обретённому человеку, и любовь Высших Сил к нам. А иначе нам неинтересно. Тут мы и готовы смириться и признать этот выбор. Тут мы уже не будем злиться на концепцию или аппарат. На Высшие силы никто не злится.
Вот они, все компоненты личного счастья. Но всё это бывает только при настоящей любви. Как правило, первой. Amata nobis quantum amabitur nulla!