"Что плохого в православных женщинах?" Этим вопросом задался один их юзеров ЖЖ. Вынесу мой ответ из коммов
.
- Более совершенные способы манипулирования мужем и всеми близкими (особенно если женщина с хорошим образованием и знает Священное Писание).
1. Постоянные ссылки на Библию в случае, если что-то нужно получить.
2. Оправдание своего своеволия ссылками на религию. Например, в случае несправедливых нападок тёщи на мужа, становится на сторону тёщи: "Она же неверующая, а тебе дана сила Святым Духом. Поэтому я буду на стороне своей мамы. Это полезно для твоего смирения и спасения".
3. Использование духовника как дополнительного рычага давления на мужа. Например, муж предлагает сделать то, что ей не нравится. Тут же едет к своему духовнику, устраивает перед ним истерику, духовник входит в положение и благословляет на всё просимое (дабы не искушать "немощный сосуд" - именно так называют верующих женщин священники). Вернувшись, наша героиня рассказывает, что духовник не благословил на мероприятие, предлагавшееся мужем, но занял сторону. Если у супругов общий духовник, то муж получает от духовника вводные, по сути дела навязанные ему женой. В результате мы имеем, что жена начинает считать главным авторитетом не мужа но духовника, бегая к нему по любому поводу.
- Новые требования к мужу. Например, нужен ещё один автомобиль, так как на нём удобнее возить детей на богослужение. Как насчёт того, чтобы отдать лишнюю рубашку неимущему?
- Формальное, поверхностное понимание смысла христианства характерно именно для женщин. Когда я служил в церкви, ко мне после службы постоянно подходили мамочки, собиравшиеся крестить ребёнка, "так как он потом будет меньше болеть". На вопрос, готовы ли они воспитывать ребёнка в сознательной христианской вере, чтобы он нёс свой крест вослед за Христом, самосовершенствовался, делал постоянные усилия над собой, соблюдал посты, молился, посещал богослужение, хранил девство до брака, знал основы веры, ответа чаще всего не было. На вопрос: готовы ли они смириться, если ребёнок захочет принять монашество, делали огромные круглые глаза. Между тем, христианство ведь предполагает и такой жизненный путь. То есть одно из семи церковных таинств наши умницы собирались использовать не по прямому назначению, а для решения собственных проблем (пусть даже и материнских).
- В коммах у юзера верно заметили: вера используется как прикрытие для бабского своеволия. Якобы "я вся такая живу высшими идеалами, а хозяйством, домом и детьми заниматься не должна". Очень часто всё это вешается на мужа, а жена проводит всё время на православных тусовках. Где вовсе не изучает Евангелие, но чаще всего обсуждает сплетни, связанные с внутри-церковной жизнью: какой епископ с кем из келейников спит, какого священника перевели на новый приход, где находится какая реликвия, какая икона замироточила в последнее время, кто куда съездил на паломничество, в каком храме лучше пение и чтение, а также - о всеобщем упадке нравов, доказывающем скорый конец света. Теперь, полагаю, к этим темам добавилось гнобление Андрюши Кураева)))
- Наиболее часто на этих вечеринках слышится восклицание: "Зато там благодать какая!" Под этим подразумевается чувственное удовольствие, получаемое нашей "верующей" от многочисленных христианских артефактов. Для огромного количества православных женщин, христианство - не подвиг следования за Христом, а вид эмоционально-чувственного онанизма. Разумеется, не для всех, но количество женщин с поверхностной бабской верой - огромно, осознанно верующих - единицы.
- На исповеди женщины чаще всего не исповедуются в собственных прегрешениях, но жалуются на:
- мужа;
- детей;
- соседку или лучшую подругу.
Мне об этом рассказывали сами священники. Встаньте неподалёку от исповедующейся женщины и вы услышите характерное: "Ну как тут не осудить?!"
- Сам обряд исповеди - невероятно изощрённым способом - используется православной женщиной для того, чтобы (продолжать) чувствовать себя хорошей. Сама логика выглядит так. Священник для неё - статусная фигура. На исповеди женщина плачет не от сознания своей греховности, а от умиления, что её выслушивает статусная, всеми уважаемая личность. Уделяет ей бездну внимания. Дальше продолжать?
- Крайнее выражение ПГМ (встречается редко, зато только у верующих женщин): в случае болезни ребёнка не вызывают врача, а начинают заставлять его молиться, поститься, а то и вызывают священника, дабы Бог простил грехи ребёнка и исцелил. Ведь все болезни - от грехов наших.
- Православный экстремизм. Когда ребёнка заставляют выполнять все религиозные предписания через силу. Например, уставшего после вечерних мероприятий в школе, всё равно заставляют читать перед сном длинное молитвенное правило - несмотря на то, что существует совсем короткий вариант. В походных условиях (когда традиционно пост облегчается) не разрешают есть мясо, и так далее.
- Сюда же - некоторые православные беременные в пост не едят мясную и даже молочную пищу. Вера важнее, чем формирование плода, да и Бог же, видя молитвенные подвиги, не попустит возникнуть медицинским проблемам. Всё это используется православной женщиной для самовозвышения. И перед другими, и в собственных глазах.
- Самолично наблюдал случай, когда православная мать отказалась взвешивать ребёнка до и после кормления при грудном вскармливании (чтобы выяснить, сколько он насосал молока). Мол, семья-то религиозная, Бог не попустит проблем. Между тем, ребёнок почему-то много плакал. При очередном осмотре в поликлинике выяснилось, что молока было мало, в результате первый месяц жизни ребёнок недоедал и похудел вместо положенной прибавки в весе.
- Самое мерзкое и отталкивающее в православных женщинах - рабское пресмыкание перед лицами, имеющими высокий духовный сан. Пригласить домой священника, а тем более епископа - высшая цель жизни. Даже в безденежье устроить роскошный пиршественный стол. Сидеть перед священником, млеть, смотреть преданно в глаза. Мужа при этом всячески гнобить. Да и детей тоже. На приглашённых подруг смотреть свысока (в чём себе никогда не отдают отчёта). Есть подозрение, что ради этого всё и затевается. Самолично знал такую дуру. Кстати, своего мужа она увела из другой семьи с ребёнком. Сделала всё, чтобы они не виделись. В этом никогда не раскаивалась...
- Специфически-высокомерное отношение к неверующим, особенно женщинам. Особенно более красивым)) Высокомерие, тщательно камуфлируемое якобы жалостью и желанием помочь "выйти из тьмы неверия". На самом деле - обычное превозношение над ними, то есть та самая гордость, которая "мать всех пороков".
- Агрессия, связанная с верой. Вернее - её внешними аспектами, чаще всего надуманными. Вот какой случай наблюдал, когда служил в храме в Бирюлёво. В двунадесятый праздник у церковной ограды были открыты не только калитки, но и широкие ворота. Две молодые девушки (замечу, вполне прилично одетые, с платками на головах, по ним было сразу видно, что решили посетить богослужение первый раз) пошли через них, а не через калитку, как все. Тут же одна из старух, во множестве ошивающихся на храмовой территории и считащей её как бы своей, начала на них громко орать, что прихожанам не положено ходить через ворота, это вход только для священников - что была совершенная чушь. Старуха тут же была мною поставлена на место. По девушкам было видно, что настроение у них было надолго испорчено. И вообще у меня нет уверенности, что у девушек возникнет желание снова посещать храм...
Случаев, когда обрушиваются с оскорблениями на женщину, зашедшую в храм без платка - не счесть. А то и тумаков ей надают. Особо следовало бы отметить существующее только среди верующих женщин поверье, что свечку в храме можно передавать исключительно правой рукой. Передашь левой - тут же заклюют. Это не единственное чисто женское поверье, всё вместе в целом Андрей Кураев метко называет "бабкино богословие".
- Среди верующих женщин в храме невероятно развито наушничество. Стучат все, всегда и на всех.
- Женщины, прислуживающие в храме, начисто теряют ощущение святости этого места и считают его как бы собственной территорией. Случаев, когда женщины продолжают заниматься своими делами даже во время Евхаристического Канона (самого главного момента в православном богослужении, когда хлеб и вино пресуществляются в мистическое Тело и Кровь Христовы) - не счесть. Между тем, в алтаре в этом время все лежат перед престолом ниц.
- На вербное воскресенье происходит освещение вербы. На самом деле, такого чина нет)) И смысл праздника - совсем в другом, это воспоминание входа Христа в Иерусалим, когда горожане приветствовали Его пальмовыми листьями. Но у нас в марте пальм нету, вот и использовали вербу. Тем не менее, для женщин освящение вербы имеет самостоятельное значение, о смысле самого празднования события они чаще всего не помнят. Дабы потрафить их примитивной религиозности, священники освящают вербу, а заодно кропят святой водою и их владельцев (можно подумать, что Крещения как такового недостаточно, чтобы по-настоящему быть христианином). Натурально, те веточки, которые во время самого "чина освящения" стоят в особом ведре у алтаря, в Царских Вратах, почитаются прихожанками как-то по-особенному святыми и благодатными. И наш настоятель однажды благословил раздать после службы эти вербочки прихожанам. Дальше цитирую самого себя (из "99 признаков женщин"):
...Их было, наверное, несколько тысяч, и про себя я решил, что нужно давать не более одной ветки в руки. Я стоял на солее в роскошном, шитом золотом облачении, а внизу, передо мною, колыхалась нетерпеливая бабская толпа. Они злобно толкались и отпихивали друг друга; они рвали эту вербу у соседей из рук. Они ожесточённо дрались, и - к пущему моему удивлению - громко, в голос, матерились. Они заявляли, что лучшую вербу Кот забрал себе. Они требовали "ещё одну веточку для больной соседки". Они пытались утащить у меня всё ведро. И даже тогда, 15 лет назад, будучи правоверным христианином, глядя на эти обезображенные злобою лица, я думал про себя: "И это есть христианство? Нет, не может быть. Что-то здесь не так... Христианская вера тут ни при чём, Спаситель принёс на Землю что-то другое".
- Некоторые верующие женщины заводят ребёнка не для того, чтобы он вырос самостоятельной личностью и сам избрал свой путь, но в надежде, что он станет монахом и отмолит её грехи, что приведёт к спасению в жизни вечной. Здесь мы видим обычное для женщины желание комфорта, но в превращённой форме - уже после смерти.
К этому следует добавить, что у верующих-мужчин подобная симптоматика практически никогда не встречается.
P.S. Самые интересные комментарии читателей:
"...У меня мать православная и воцерковленная - все это наблюдаю: и вечно поджатые губки, и мрачное молчание на любой фривольный анекдот, и жизнеутверждающие намеки на то, что во мне сидят бесы. :)
Очень умный, многого достигший, карьерный человек. Но вот так.
Человеку открытому, искреннему, естественному ни за что не посоветую жениться на православной - изведет поджатыми губками.
Верующей она была всегда, но как-то держала себя в рамках, если что-то и было про тех же бесов во мне, то в шутку.
А с возрастом все это усилилось. Самое страшное, на мой взгляд, - уходит чувство юмора.
...Сербское православие отличается от российского. Оно просто добрее и ближе к человеку. Поэтому и женщины в храмах там другие, без этого жуткого российского бабского надрыва - "надо нести крест, как же я заебалась, а надо! и вы все - мой крест, и буду его нести, и все вам прощать, ублюдкам, буду, как же я вас ненавижу!"."
"Моя православная бабушка говорила о своих очень верующих соседках:" Богу молятся- черту веруют!" Долгой практикой собрала целый паноптикум случаев когда хоть стой, хоть падай! И истерика жены моего клиента перед исповедью- им предстояла венчаться и эта красавица устроила священнику скандал: "Нет у меня грехов! Иди на **й". Ошалевший священник аж рот открыл и закрыл, но венчать отказал. Клиент потом локти кусал- ведь был сигнал! Зачем дурак женился? На безгрешной такой? Девушка внешне из по российски верующей семьи! В церковь ходят регулярно! Но исповедь , видимо даже формально не посещали. А зачем? Не грешили же! "
"Что у женщин православных, что у мужчин, общий дефект - они считают грешниками всех, кроме себя, потому что сами они "ходят в церковь", "молятся" и "каятся", "просят прощенья у Бога" (что примечательно, не у людей, перед которыми виноваты, люди этого "не достойны"). Поэтому они лучше и выше других. А другие просто грешат, поэтому плохие. Такая конструкция. Хотя в исходном виде должно быть наоборот, церковь должна быть сообществом кающихся грешников, а остальных они осуждать не должны бы. Но куда там, в реальности все наоборот. И осуждают-то как, такая агрессия и нетерпимость у обычного человека встречается значительно реже. "
" Какие выгоды дает мне посещение Храма. На душе спокойнее становится."
"В конце октября летела в Израиль. В самолете, среди прочих, было семь православных паломниц. Эдакие тетеньки неопределенного возраста, с блаженными улыбками на лице. Еще бы, в святые места летят!Как только самолет набрал высоту, эти паломницы по одной (уж извините за интимные подробности) потянулись в туалет. Все бы ничего, если бы каждая там не застревала на 20 минут. Самолет летел 4 часа. И все эти 4 часа в проходе стояла очередь в туалет. Каким бы ты стойким не был, но за такое время тебя прижмет. Очередь стоит, а им пофиг, с благостной улыбкой загрузятся в кабинку и на 20 минут, а потом выходят и опять благостно лыбятся. Народ злится,бурчит,а им типа невдомек. Возник резонный вопрос, что можно делать столько времени, да еще каждой? А все очень просто - они должны на святую землю, знаете ли, чистыми ступить. Вот они там и переодевались и похоже мылись как-то. Потому что вся кабинка была в воде. Главное чистыми, и по барабану, что еще 140 человек маются из-за их "благости". "
"На мой взгляд, у верующих "невест" (под этим термином я подразумеваю незамужнюю девушку, чистую по всем параметрам) есть две беды.
1) Отсутствие возможности критически мыслить. У меня есть несколько шапочно знакомых девиц, которые абсолютно все постулаты церкви и слова любых священников принимают как истину в последней инстанции. У них не возникает даже тени сомнения, когда им священник говорит: " В миру ты будешь несчатлива, иди в монастырь!". И девица, забив на парня, который ей нравился, забив на свои таланты и карьерные перспективы, бросает все и топает в монастырь. А там подчиняется какой-нибудь настоятельше, которая, часто, оказывается тем еще самодуром и тираном.
И хоть бы раз такие девушки подумали: "А вдруг батюшка ошибается?". Нет, верят безоговорочно. Итогом часто является загубленная жизнь.
2)Одиночество. Опять же, есть примеры перед глазами. Дочери священника, все детство, как свечки стояли в храме, постились, молились. Папа за всем следил. Выросли, поступили в ближайший самый заурядный пед.вуз. Снимали квартиру, ибо в общежитии - разврат. За все время учебы - ни одного парня, ни одного свидания...С каждый годом они становятся. как бы это сказать, все дремучее, что ли...На мужчин смотрят с опасением и какими-то еще непередаваемыми эмоциями. Сейчас одной 26, другой - 23. На личном фронте, по прежнему, все глухо. После учебы вернулись в пригород, работают в местной библиотеке, живут с папой и мамой.
Жалко их. Вроде нормальные девчонки, симпатичные. Хотелось бы, чтоб им повезло...Но что-то не верится в это..."
"Если ребёнок в вере с рождения, растёт у верующих, но не фанатичных, спокойных родителей - то и сам таким же становится. Для него вера так же естественна и незаметна как дыхание.
А вот когда "ударяются" в зрелом возрасте, то тогда удар, видимо, так силён, что они ходят, как ошалелые. Во всяком случае, те, которые не притворяются."
"Женщины есть женщины. Всегда. Женщины всегда модифицируют идеологию под свои нужды, которые всегда одни и те же. А православие дает широкие возможности для такой модификации. Поэтому, ничего удивительного в написанном нет.
Но лично я не вижу в этом что-то плохое. Надо просто помнить, что для женщины всегда будут важнее ее внутренние потребности, по сравнению с которыми проигрывает все вокруг - религии, идеологии, этика, принципы, справедливость, нормы и так далее. Женщина с легкостью переступит через все, и это правильно."
***
В утешение для женщин-читательниц замечу, что у верующих парней есть свои специфические заморочки)) Вера у них, конечно, самая правильная, сознательная, и описанного чаще всего нет. Есть другое. Они - в огромном большинстве - становятся слабовольными, безответственными, до ужаса немужественными маменькиными сынками, почти женственными. С удовольствием повесят всю ответственность на женщину. Обожают слушаться, ненавидят принимать решения. Внешне выглядят как безвольные тряпки. Можете почитать на любых православных форумах - верующие девушки просто волком воют, что не за кого выходить))) Впрочем, не знаю, насколько это их утешит... (вынесено из коммов по категорическому требованию
borey3).