"Суть Времени-16" или Кургинян и христианство

May 17, 2011 18:49


Такое ощущение, что Кургинян меня читает)) Ну, или смотрит кто-то из его советников))

Конкретно отвечает в 16 части "Сути Времени" на мою предыдущую запись, по поводу Запада и христианства. От 25 минуты:


Суть времени - 16 from ECC TV on Vimeo.

Хорошо, интересно говорит. Убедительно, в общем. А вот с отождествлением христианства и Запада я не согласен. Бездоказательно. Более того: идеологически архивредно. Поскольку Кургинян на той же 25 минуте говорит о великом значении православия для нашей истории и культуры, об основе, и вообще под словами "цивилизационное ядро" обычно подразумевает православие, то ему следовало бы учесть подлинно-христианский, православный взгляд на Запад, как отпавшего от полноты церкви и потому лишённого благодати.

В том-то и была великая выгода православного взгляда на мир, что в нём западные люди рассматривались как недочеловеки. Мы - правильные, а они еретики. В старинных славянских текстах даже одежда европейцев описывалась как еретическая)) В самых извеcтных житиях бесы являлись православным святым в головных уборах покроя, принятого на Западе))

Христианство-не христианство, а востребованность подобного взгляда сейчас более чем назрела. В любых формах, хоть христианских, хоть атеистических; хоть монархических, хоть социалистических. В ситуации, когда христианство выполняло роль идеологии, мы считали Запад еретиками, а они нас также именовали схизматиками, мы были квиты. Каждый считал другого ниже, чем самого себя. Соблюдался, так сказать, идеологический паритет (который пытались соблюдать и в период СССР). Теперь же он нарушен: с большинства точек зрения, бытующих в нашей идеосфере - и прежде всего, с точки зрения прогресса, в бытовом его понимании - мы значительно уступаем Западу, оказываемся ущербными в сравнении с ним. Нужно обязательно исправить этот перекос.

Россия устала от своего западничества. Ничего хорошего оно нам не принесло. Среди всех сословий нашего общества последовательным западником сейчас является лишь, по выражению Кургиняна же, "класс-социофаг", предприниматели. Ну, и ещё их марионетки в правительстве.

Возникает ощущение, что по какой-то причине Кургиняну важно сохранить уважительный взгляд на Европу. Скорее всего, это потому, что он пытается быть, так сказать, "научно объективным". Однако, повторюсь, в воздействии на широкие массы объективность не нужна, как не нужна и строгая научность. Народ должен поверить в себя. Именно это наша первоочередная задача. Русские должны почувствовать, что они лучшие. Для этого нужно признать худшими или Запад, или Восток. Однако Азия должна оставаться нашим сторонником в геополитическом противостоянии Западу.

Это означает, что идеологически правильным было бы отождествить христианство не с Западом, а с Россией. Именно мы - локомотив развития христианской цивилизации, носители подлинного христианства, а значит - и подлинной культуры. Здесь, в насаждении этой мысли, нужно воздействовать скорее на чувства, а не на сознание наших людей. И развитие западное следует рассматривать именно как извращённое. Самое правильное - у нас.

Мы - не альтернатива Западу, здесь Кургинян неправ. Это Запад - альтернатива России. Точно так же, как (по словам Кургиняна) "перестройка была отпадением, регрессом", так же и Запад был отпадением от общей, магистральной линии развития. Запад отпал от всех нас. Теперь он альтернатива. Западное развитие есть регресс. "Гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне?"

Кургинян, кроме всего прочего, не учитывает, что в восприятии широких масс слово "альтернативный" обрело негативный характер. "Лица альтернативной национальности".

Признание Запада первым, отождествление его и именно его с христианством, в конечном счёте обрекает нас на второсортность. В идеологической работе мелочей не бывает. Необходимо учесть всё, касающееся отношения Запада и христианства. Ибо в идеологии, как и везде в жизни, базовым разделением является "свой" - "чужой", а что может быть более глубоким, чем религия? Карл Шмитт в наиболее нашумевшей книге "Понятие политического" (Schmitt C. "Der Begriff der Politischen", München, 1928) совершенно справедливо указывает, что "политика лишь тогда обретает смысл, когда твердо известен, определен объект вражды".

Именно Запад следует провозгласить чужим, чуждым и даже враждебным - как нашей культуре, так и христианству в целом, высшим воплощением которого является Россия. А то ведь и непоследовательно получается: Кургинян говорит везде о глобальных трендах, связанных, скажем условно, с десталинизацией, уничтожением традиционных ценностей. Однако основным зачинщиком этих трендов является именно Запад. А с другой стороны, Запад ассоциируется у него с христианством. Никакого христианства на Западе давно нет, оно кончилось с "filioque". Запад не только не хранит христианство - подобно духу тьмы, он паразитирует на нём. Кому, как не Кургиняну, об этом знать? Западный протестантизм - это "обезьяна" христианства, точно так же, как римский папа - "обезьяна" императора, а filioque... И в самом широком плане в отношению к христианству должен действовать лозунг "кто не с нами, тот против нас".

Жизненно важно ассоциировать с христианством в первую очередь именно Россию - причём на уровне политических лозунгов. Кстати, это тут же привлечёт под знамёна Кургиняна воцерковленных христиан, поскольку шельмование Запада - одна из самых излюбленных их тем.

Без такой поправки идеологические построения не обретут подлинного величия, не поведут народ за собой. Нельзя сидеть на двух стульях, Сергей Ервандович.

Кургинян, идеология, Русская Идея, Восток - Запад

Previous post Next post
Up