О женской религиозности

Mar 05, 2011 16:23


(В продолжение и развитие рассуждений из древнего наброска «Христианство и Мировое Бабство»).

...Отдельная тема для рассужения - женские слёзы на исповеди. Чаще всего ревут от жалости к самим себе. Такой довольно сложный психо-эмоциональный комплекс, состоящий из самолюбования, саможаления и восхищения священником.

На этом восхищении следовало бы остановиться подробнее. У женщин есть своеобразный "инстинкт мужского статуса": по умолчанию, признаётся, что исповедующий имеет ОЧЕНЬ высокий статус (он хоть и свидетель, но в некотором роде поставлен на это место Богом:). Упрощая, можно сказать, что перед женщиной стоит как бы Бог)) Женщины ведь существа конкретные, в проблемах трёх Ипостасей не разбираются)) Тётка живёт эмоциями, своею душою, для неё не существует религиозных абстракций, нужен персонифицирующий их человек.

Возможность выразить некоторые сокровенные переживания перед существом ВЫСШЕГО СТАТУСА и вызывает специфически-храмовый женский рёв. Да и сверх того, женщины - существа стадные, они видят, как другие относятся к священнику, чувствуют общее напряжение перед исповедью, общее облегчение после, общую атмосферу храма... Как там было у Достоевского? "Чудо, тайна, авторитет". В нашем случае задействуются все три аспекта. Именно они являются женской "троицей", но авторитет - особенно.

Женщины благоговеют перед статусным мужчиной - именно поэтому часто влюбляются, например, в своего руководителя группы психологии, тренера по фитнесу, или в преподавателя по танцам. Женская влюблённость неразрывно связана с восхищением статусом. Впрочем, об этом не худо было бы спросить у мудрой, всеми любимой impressionisme.

Если присмотреться к лицам женщин, проревевшихся на исповеди, то легко можно заметить оттенок явного умиления посреди этих слёз - более четырёх лет проведя в храме, я, конечно, много на это насмотрелся. Именно на основе этих наблюдений и был сделан вывод, что для подавляющего большинства женщин настоящее, глубокое раскаяние невозможно. Даже в покаянных слезах они продолжают бесконечно любить самих себя.

Более того: сам факт участия в исповеди, то внимание, которое оказал НАСТОЛЬКО статусный мужчина, позволяет женщине любить себя ЕЩЁ БОЛЬШЕ. То есть, грамотно организованная исповедь повышает женскую самооценку.

И не только её. Ещё и пресловутое Чувство Собственного Величия: на невоцерковленных тёток - то есть не участвующих в таинствах, не имеющих опыта сладостного и даже сладострастного исповедального рёва - начинают смотреть теперь свысока. Это ещё дальше от подлинного покаяния, как вы сами понимаете:) Женское христианство в его бытовом изводе - это вообще специфическая форма гордыни, в которой гнездится бѣсъ. И оно эту гордость лишь усугубляет.

Кроме того, слёзки на исповеди, как и везде, выполняют функции чисто утилитарные: во-первых, демонстрируют другому (как священнику, так и толпе - женщина всегда остаётся актрисой на подмостках), что она ПРАВА, то есть хорошая. Мужчины меряются силой ума или физической; женщины - силой эмоций. А во-вторых, слёзки, как обычно, позволяют избавиться от излишков гормона стресса, серотонина. В этом смысле исповедь весьма и весьма благотворно действует на психику женщины: хорошенько проревевшаяся душа́ всё равно что вышла из ду́ша. По крайней мере, подавляющее большинство иереев относится к таким слезам благосклонно - возможно, не вполне представляя истинного их смысла.

А вот утверждение, что регулярно исповедующиеся женщины как-то духовно растут - довольно распространённое заблуждение. Женщина всегда равна сама себе; она никогда никуда не приходит; если её мужик не подтолкнёт, если нет настоящего СИЛОВОГО импульса, она не шевельнётся. В силу изложенного, многие предпочитают говорить на исповеди о наболевшем: нажаловаться на свекровь или мужа - самое милое дело.

Вообще непонятно, как глупые тётки могут любить Бога и понимать Его замысел: по идее, не должны в принципе. Христианкою женщина является лишь на словах, на уровне принадлежности к культуре: истинным божеством её является ребёнок, в логическом же пределе - само размножение как таковое, то есть Мать-Сыра Земля. У каждого свой Бог: у мужчины - Творец неба и земли, видимым же всем и невидимым, у женщины - земля-матушка, слепые и косные производительные силы вообще (беременные тупеют, нет?).

Так что, попадая в храм, женщина оказывается как бы на мужской, чуждой ей, территории. С специфически-заумными богословскими построениями, специфическими жизненными требованиями, которые от женских, предельно заземлённых интересов весьма далеки.

Как была решена эта проблема? Очень просто. В христианство ввели органически вошёл культ Божией Матери, и обе гендерные веры благополучно соединились. Именно благодаря почитанию Девы Марии христианство стало понятно и близко слабым в своей эмоциональности существам. Иначе оно осталось бы для них навсегда чуждой, холодной, абстрактной, излишне требовательной верой. Чтобы хоть как-то прикоснуться к великой духовной традиции, глупым тёткам нужна была именно эта выделенная точка. Божия Матерь была беременна, мучилась, рожала, наконец, была точно такой же женщиной - беспокоилась за своего ребёнка, когда Он вытворял Бог знает что, была свидетельницей безвременной Его кончины, и, наконец, чудесного исчезновения тела из пещеры.

Как женщина, Мать Иисуса не позволяла себе странные мужские выходки, типа потащить единственного сына на гору, собираясь всерьёз прирезать его во имя благосклонности непонятно кого; окунать целые селения в ближайшем ручье, невесть что заявляя при этом. А все эти странные рассуждения про верблюдов и игольные уши, повапленные гробы, изображения на монете цезаря… Смиренномудрую женскую душу особенно порадовало бы, что восстанет брат на брата, а сын на отца, и что не мир был принесён, но меч... Ещё можно вспомнить творение мира из ничего, Духа, летавшего над недифференцированной материей-энергией, формируя её по антропному принципу водою, создание Евы из мужского ребра... А как вам полностью антагонистический женскому менталитету (и всему естеству) призыв, что не нужно заботиться о завтрашнем дне? Или заманчивое предложение - не похоронив отца, бросить всё, и стать ловцом человеков?

Заметим, что женщины не слишком-то последовали за Христом: среди 12 апостолов одни мужчины (по-бабски меркантильный Иуда не в счёт). Первые христианки принимали Его У СЕБЯ ДОМА. Они так и не соизволили стать бродячими проповедницами - как, впрочем, впоследствии и Папа латинян. К литургии и таинству Пресуществления у тёток, возможно, тоже возникли бы вопросы: большинство и посейчас крестит и причащает ребёнка, "чтобы поменьше болел".

Да и храм посещает христианка прежде всего потому, что так заведено - дабы, опять же, прикоснувшись к живой традции, дополнительно ощутить себя правильной и хорошей. Однако упаси вас Бог увидеть, какой может выйти из женщины "воин Христов"! Это самое тошнотворное зрелище на свете... На первом месте будет пускание восторженных соплей по поводу приглашения священника, а тем паче архиерея к себе домой на обед - а на последнем муж и дети...

Почитание Божией Матери стало точкой фиксации всех женских религиозных устремлений, именно оно оказалось связующим звеном между огненным учением Христовым и профанными женскими ценностями - вообще говоря, предельно профанными.
Разумеется, этот культ не был создан искусственно, с осознанной целью введения недостающего связующего звена: некая женская составляющая нашей натуры, "anima" Карла Юнга постепенно сформировала его.

Кстати, украшения православных храмов служат той же самой цели: преодолеть разрыв между нашей душою, тяготеющией к простоте, красоте, чистоте, и расслабленности, "почиванию" - и невыносимой требовательностью христианства, прежде всего в плане аскетики, отношения к богатству и удовольствиям. По этой же причине протестантские храмы могут позволить себе аскетическое убранство: у них-то столь высоких требований к человеку нет)) Ежели много заработал - стало быть, избран Богом)) Символично, что в западных храмах разрешено сидеть. А что? Я заработал, избран Богом, имею право... Даже столь элементарной вещи, как выстаивание на богослужении, эта куцая и извращённая вера не требует от людей.

Той же самой цели служат многочисленные святые, которых антропоморфное низовое сознание сделало небесными покровителями того или иного вида деятельности. Св. Пантелеимон покровитель врачей, св. Власий - домашнего скота, святитель Николай - моряков и всех путешествующих... А как по другому? Человечество до сих пор оставалось большой бабой, одними духовными ценностями да богословскими абстракциями почему-то не жило. Ему подавай хлеба и зрелищ. Со всеми вытекающими...

Таким образом, когда женщина оказывается на исповеди, она испытывает мощное потрясение: выражаясь упрощённо, её (то есть её душу) виртуально имеет Бог. Женская сексуальность вообще имеет глубоко мистическое происхождение; она идёт до самых сатанинских глубин - именно поэтому на ней основаны все ведьмовские практики; задействуется она и на исповеди. Таким образом, слёзы перед священником - это такой специфический душевный оргазм: неземные создания никогда не сознаются, что чувственного удовольствия в них больше.

Женщинам обо всём этом, конечно же, говорить не следует: им нужно верить, что у них решительно всё, как у людей.

М_и_Ж, христианство, ecclesia, вынесено из коммов, философия, религия

Previous post Next post
Up