Третья, заключительная часть рассказа о путешествиях по Голанским высотам. Первая
часть лежит тут, вторая
часть находится здесь.
Напомню, что маршрут, прошедший через Тель-Саки, Тель Джухадер и «Перекрёсток подвешенного джипа», привёл нас к бывшему фасаду Кунейтры, штабу вооружённых сил Сирии.
Здание, построенное в 1962 году в стиле социалистического реализма, сильно пострадало во время войны, когда израильтяне выбивали отсюда засевших сирийцев. На стенах видны отметины от прямых попаданий снарядов, пробоины от пуль.
В своё время это строение было разделено на несколько частей.
В одном его крыле располагался военный госпиталь, в другом - муниципальный центр Кунейтры, тут же находилась таможня, а также штаб-квартира антиизраильского крыла сирийского военного штаба, так называемый «израильский фронт».
Во время Шестидневной войны израильские войска захватили здание и нашей разведке повезло заполучить множество секретных сирийских документов, среди которых, что любопытно, были фотографии Эзера Вайцмана, на тот момент главнокомандующего ВВС Израиля, и начальника Генштаба армии Израиля Хаима Бар-Лева, плавающих в лодке по Кинерету.
Кстати, израильтяне очень любили сирийские штабы - в 1973-м ВВС ЦАХАЛа нанесла сокрушительный удар и по зданию Генерального штаба сирийской армии в Дамаске, буквально не оставив от него камня на камне.
Здание кунейтровского штаба после его захвата использовалось в качестве центра логистики для службы безопасности тыла, пока в 1974 году израильтяне не вышли из города, и оно перешло в пользование сил ООН.
Затем ООН построили для себя новое здание, а сюда вновь вернулись израильские спецслужбы, не в силах отказаться от такой прекрасной точки наблюдения за располагающейся буквально в 700-800 метрах отсюда полуразрушенного сирийского города.
Напротив входа в здание установлен монумент в виде замка с замочной скважиной, напоминающий о проделанной израильским разведчиком Эли Коэном работе, в результате которой удалось заполучить засекреченные сведения врага.
Пройдя долгий путь от бухгалтера в сети «Машбир ле-цархан» до кандидата на пост президента Сирии, Коэн поимел все арабские службы серьёзнее, чем Макс Отто фон Штирлиц немцев. Перед израильским шпионом открывались все двери и самые потайные сейфы от Дамаска до Кунейтры. Разумеется, он побывал и здесь, в штабе сирийской армии в Кунейтре.
Стоит, пожалуй, также отметить причину посещения - израильский разведчик получал разрешение на посещение Эль-Хама, как называли сирийцы лечебный курорт с горячими источниками, известный сегодня любому ираильтянину под названием Хамат-Гадер.
Цель путешествия, отмеченная в бумаге, очень простая - купание.
Продолжались приключения Коэна это с 1962 по 1965 год, пока его не разоблачили и не повесили на главной площади сирийской столицы.
Сегодня стены здания изнутри украшены разноцветными граффити
а в подвалах можно найти разве что забытую кем-то шоковую гранату.
С крыши здания штаба открывается отличный вид на саму Кунейтру или, точнее, то, что от неё осталось после двух войн.
Нынче это демилитаризованная зона, находящаяся под охраной ООН.
9 июня 1967 года, на 5 день Шестидневной войны, радио Дамаска, толком не разобравшись в происходящем, передало сообщение, что Кунейтра, бывшая тогда вторым по величине сирийским городом, пала. В результате сирийские войска, на тот момент ещё располагавшиеся в городе, разбила паника, и был дан приказ к отступлению в сторону сирийской столицы для её защиты. Таким образом, израильтяне буквально через полдня вошли в опустевший город и взяли его без единого выстрела.
«Было объявлено о падении города, - рассказывает командир 8-й сирийской бригады Ибрагим Исмаил Кхахья. - Наши солдаты развернулись и побежали в Сирию, пока дороги ещё не были перекрыты. Это нанесло ещё один удар по нашей морали. Я отступил до того, пока увидел хотя бы одного вражеского солдата».
«Мы беспрепятственно вошли в Кунейтру, - вспоминает майор Альберт Мандлер. - Всё было завалено огромным количеством трофеев. Всё работало. В городе стояли танки с работающими двигателями. Коммуникационное оборудование, присоединённое к Дамаску, работало, брошенное операторами. Мы взяли Кунейтру без боя».
Таким образом выходит, что город подвергся катастрофическим разрушениям лишь через 6 лет.
В ходе войны Судного дня сирийская армия вновь заняла Кунейтру, сконцентрировав в городе половину своей военной мощи. Однако и это не помогло, израильтяне вновь выбили сирийцев, погнав их до самого Дамаска. В ходе этих боёв Кунейтра была окончательно и практически полностью разрушена.
Согласно арабским источникам, город, в котором на тот момент проживали 17 тысяч человек, был стёрт с лица земли израильской артиллерией. Согласно версии Израиля, разрушения были вызваны в результате ответных артобстрелов сирийской армией, пытавшейся, выходя из Кунейтры, расстрелять обосновавшиеся там вражеские войска. Кто прав - узнать точно уже не представляется возможным.
В начале июня 1974 года Кунейтра была возвращена сирийцам, однако объявлена демилитаризированной зоной и до сегодняшнего дня контролируется силами ООН. Среди любопытных фактов, связанных с городом, стоит отметить, что при царе Соломоне это была еврейская территория, считавшаяся самым заселённым участком Святой земли после Иудеи, а перед войной 1967 года треть жителей довоенной Кунейтры были христианами. После войны от церкви остались лишь развалины.
В наше время сирийцы возят в разрушенный город специальные туристические группы, рассказывая иностранцам об ужасах «израильской военщины». Тур по городу включает посещение разрушенного госпиталя Голан, церкви и мечети, минарет которой навылет пробит израильским снарядом. Отличный репортаж на эту тему лежит в сети под названием
«Кунейтра. Слёзы через бинокль». Сирийский гид со слезами на глазах рассказывает, как еврейские завоеватели взрывали дома, школы и больницы.
Перед взрывами, по словам старого сирийца, израильтяне выносили из зданий всё ценное. «Даже умывальники из туалетов поотрывали», - жалуется несчастный. Из развалин кинотеатра, видимо, были конфискованы все довоенные киноплёнки. Но об этом мы никогда не узнаем.
Кстати, согласно общедоступной информации, население Кунейтры на данный момент составляет 0 (ноль!) человек. Однако, как выясняется, эти данные не соответствуют истине. Если присмотреться, на кадре, запечатлевшем фасад старого разрушенного кинотеатра, видна спина сидящего человека на балконе у развешенного для сушки белья.
Возвращаясь к рассказу «сирийского погорельца», каждую пятницу в город приходят родственники арабов, оставшихся на израильской земле после сдвига границы. Они устраиваются в некоем ресторане, расположенном в 500 метрах от границы (правда, даже через хорошую оптику в ясный день никакого ресторана с границы не заметно), и оттуда перекрикиваются через мегафоны с приехавшими родственниками на израильской территории. Точнее, лишь с сирийской стороны можно кричать. «Ответом с западной стороны границы - лишь согласное молчание, израильские солдаты не дают никому шанса ответить. Лишь слёзы на глазах…» - с комком в горле говорит житель самого несчастного в мире государства. Простите, сейчас просто зарыдаю… Не могу больше… Наверное, теперь по ночам будут мне мерещиться разрушенные мечети.
Кстати, всего около года назад здесь было настоящее раздолье для экстремальных туристов - с этого места, где мы сейчас находимся, были прекрасно видны бои, проходящие в Сирии. Можно было, удобно расположившись с чашечкой кофе, смотреть, как закидывают друг друга снарядами армия Асады, солдаты «умеренной оппозиции» и боевики из «Исламского государства».
Мало кто знает, но здесь существует пограничный переход «Кунейтра», воспользоваться которым могут только сотрудники ООН либо друзские девушки, нашедшие женихов по ту сторону границы. Вернуться им после такого выбора уже никто не разрешит. Кстати, до Дамаска отсюда всего 67 километров. До Бейрута (по прямой) - 87. До Хайфы, куда нам уже настало время возвращаться - 85.
Немного севернее штаба, куда мы в этот раз не доехали, находится Долина слёз, где в 1973 году произошло ещё одно из самых тяжелых сражений войны Судного дня, в течение которого израильские солдаты несколько дней удерживали сотни сирийских танков, потеряв при этом почти 800 человек.
Сирийцы, хорошо подготовившись к войне, бросили на 3000 израильских пехотинцев и 180 танков армию из 50000 солдат и 1200 танков. За два дня от израильской бронетехники остались лишь 6 танков. Но после 3 дней ожесточённых боёв подоспела помощь из 15 отремонтированных покалеченных ранее танков, в которых сидели раненые бойцы израильской армии. Сирийцы, измученные непрерывными боями и ужасающими потерями, приняли подкрепление за прибывший резерв и отступили.
В Долине слёз и до нынешней поры находится немало разбитых танков, окопов и бункеров, но это место, как и гору Авиталь мы оставили для следующего путешествия.
На обратной дороге в Кацрин по обочинам продолжают попадаться полуразрушенные здания, среди которых затерялись руины бывшей сирийской таможни. Но сил снимать и смотреть по сторонам уже не было, и мы двинули в город. Здесь, в Кацрине находится единственное на всю окружность нормальное место поесть и выпить неплохого пива - Golan Brewhouse.
Не то, чтоб оно сверхотличное, но по шабатам, кроме этого заведения, в радиусе многих километров, ничего человеческого не работает.
Здесь есть пиво «Базелет» из собственной пивоварни
..и отличный домашний благоухающий свежестью хлебушек.
На этом, пожалуй, стоит закончить это длинное повествование о красотах и ужасах Голанских высот. Пора домой. До следующих приключений.