Вот такое было путешествие

Aug 07, 2009 13:59

В общем, на этой неделе я в одиночку добрался до самой южной точки Алтайского края. Настолько южной, насколько можно было проехать туда на велосипеде.

Путешествие это было для меня особенным по многим параметрам. Во-первых, задумки поехать в эти края появились у меня ещё во время моего обучения на последнем курсе университета. Во-вторых, попытка пройти этот маршрут уже предпринималась - не очень удачно, о чём я когда-то уже писал. В этот раз мы решили, слегка изменив маршрут, поехать тем же составом, однако меньше чем за месяц до момента отбытия стало окончательно ясно, что никто, кроме меня, ехать по разным причинам не собирается. Так вот немножко грустно вышло - но что поделать.
Первоначально маршрут планировался так: от Барнаула поездом доехать до села Поспелиха, оттуда трассой А349 (она же Змеиногорский тракт) спуститься до Курьи, далее грунтовками и тропками местного значения проехать через Колывань вниз к стыку Тигирекского и Бащелакского хребтов, где расположена деревня Сентелек. Она находится километрах в 30-40 от границы с Республикой Алтай, однако, как сказал мне знающий человек, тем путём можно добраться туда только пешком - и то нужно знать, куда идти, ибо Коргонский хребет, через который проходит граница, весьма труднопроходим. После Сентелека планировалось через сёла Аба, Боровлянка, Малый и Большой Бащелаки попасть в Солонешное, оттуда по асфальтированной трассе в Бийск, а из Бийска - обратно в Барнаул по федеральной трассе М52.

Однако в этот раз поезда были переполнены, и я решил немного изменить начало маршрута. Точнее, попасть в Сентелек другим путём - не через Змеиногорский район, а сразу через Чарышский. Я прекрасно знаю трассу А349 на всей её протяжённости, поэтому решил, что ничего страшного не будет, если отрезок пути Барнаул-Краснощёково я проеду на автобусе. Далее, минуя Колывань (где я тоже неоднократно уже бывал), спуститься вдоль Чарыша к Сентелеку, а далее - как и было раньше намечено.
Итак, я собрал снарягу и рано утром 5 августа выдвинулся на автобусе в Краснощёково.
Нужно сказать, что жителей Алтайского края нынешнее лето солнышком не балует. Практически ежедневно льют грозовые дожди (ну на крайняк - нудные моросящие). Поэтому я заранее запасся всякими непромокаемыми вещами, а также соорудил целлофановую накидку на велорюкзак. И верно сделал - в Краснощёково автобус прибыл аккурат в грозу (которая, кстати, прекращалась в этот день всего лишь два раза, вечером). Но отступать было некуда - я распаковал-собрал велосипед и поехал. Было 16 часов.
В остаток этого дня я планировал доехать до села Чинета и заночевать на Чарыше. По сочетанию подготовленности, убитости дороги и необходимых временных затрат это было реально. Конечно, сильно мешала гроза. Но мне очень повезло: ветер был почти попутным, так что дождь хлестал в левый бок и даже в какой-то мере помогал ехать.
Между Краснощёково и Чинетой располагаются села Харлово, Маралиха, Куйбышево и Усть-Белое. После Харлово с дороги исчезло покрытие, и ехать пришлось по жидкой красной грязи. До Чинеты вся дорога была исключительно такой. В районе Маралихи пришлось отмахиваться от местных неадекватных собак, агрессивно заинтересовавшихся моим ярко-зелёным костюмом. Там же, в Маралихе, пропали последние признаки сотовой связи.
За 10 километров до Чинеты преодолел перевал. Когда я поднялся, первый раз за этот вечер прекратился дождь. Местность постепенно изменилась - мелкосопочник стал превращаться в низкие горы. Съехав с перевала, почти сразу попал в Чинету (миновав единственную в этих краях турбазу "Эльдорадо", расположенную на слиянии Чарыша и Ини). Места реально безлюдные - куда там Колывань и её окрестности. Безлюднее - только забайкальская глушь.
Миновав Чинету, я понял, что, во-первых, я слегка подустал, а во-вторых - что ещё есть ещё часа полтора времени до темноты, и можно пока ехать дальше. Слегка перекусил и двинулся. Точно так же, без особых приключений доехал до села Тулата. Потом отъехал от него километров пять и встал на какой-то речушке. Как раз в это время прекратился дождь, и я воспользовавшись этим, быстро поставил палатку. Закинул туда вещи, сунул велосипед - и дождь зарядил опять. Не поужинав, вырубился почти сразу.
В пять утра проснулся, сварил на газовой горелке кашу, позавтракал и выдвинулся дальше. Дождь не прекратился, лишь изменил свой характер - теперь это была не гроза, а мелкий моросящий дождик, превращающий любую неасфальтированную дорогу в кашу. По такой вот каше я миновал село Берёзовка (десяток чёрных покосившихся домов), и повернул по дороге на Сентелек. Карта обещала на том участке асфальт, однако его там, судя по всему, никогда не было. Всё, что было - это остатки гравия, которым когда-то усилили дорогу и который за много лет безжалостно раскатали.
До Сентелека добирался тяжко. Грязь из жидкой превратилась в густую и липкую. Каждые полчаса приходилось останавливаться и веткой прочищать переключатели скоростей, вилку и систему, поскольку всё это к какому-то моменту было залеплено грязью до такой степени, что заднее колесо вставало раком и не хотело вращаться ни в какую.
Так вот я добрался до Сентелека. По степени "глухости" эта деревня очень похожа на станцию Хребтовая всё в том же Прибайкалье. Изолированность практически полная.
Следующий пункт маршрута - деревня Аба. Однако, отъехав на пару километров от Сентелека я понял, что нужно либо пережидать дождь, либо менять маршрут, поскольку дорога ухудшилась настолько, что узлы и агрегаты велосипеда забивались уже чеще, чем раз в полчаса. А чуть позже я увидел совершенно потрясшую меня картину - застрявший в грязи ГАЗ-66. Увидев такую красоту, я принял волевое решение: поскольку с этого момента началось уже возвращение домой (крайняя точка маршрута - Сентелек), а дорога впереди не предвещает ничего хорошего (раз уж шишига застряла), то возвращаться я буду той же дорогой, что и приехал.
Обратный путь в Краснощёково занял меньше пяти часов. Всё-таки сплошной спуск. Оттуда я автобусом уехал обратно в Барнаул.
Итого: на велосипеде я проехал (туда и обратно) 210 км за полтора дня. Под дождём и по убитой дороге. И понял вот что: больше я в одиночку в те края не поеду. В такой сложный маршрут обязательно нужен хотя бы один напарник. И дело даже не в безопасности (хотя это очень важно), а, скорее, в моральной поддержке. Когда в пути рядом с тобой друг, очень ясно представляешь, зачем тебе всё это. И, плюс ко всему, СОпереживание одних и тех же событий делает с людьми чудеса - знаю это точно. Оно помогает обретать в себе силы в процессе прохождения трудностей. И не только обретать, но и делиться ими. Именно в трудностях из несольких человек сплавляется коллектив - или не сплавляется вообще. Можно сказать, что в тяжёлых путешествий не бывает полумер - только чёрное и белое, хорошее и плохое, день и ночь. Видимо, в путешествия и пускаются-то обычно такие люди, которые с самого детства не приемлют никаких полумер. Может, это так, а может и нет. Я пока не понял.
Однако я очень доволен тем, что я пережил в этой дороге. Правда, она была настолько изнуряющей, что я очень мало фотографировал. Всего четыре снимка, а выкладываю только два - вид на Предалтайскую равнину с перевала.







путешествия

Previous post Next post
Up