Счастье моё

May 01, 2011 21:00


Документалисту Сергею Лознице балабановский Груз 200 показался фальшивым. Другое дело - румынское кино 4 месяца, 3 недели и 2 дня, где "нет места балагану, никто не объясняет подробности того времени, просто давая возможность погрузиться в тот кошмар, благодаря очень точно расставленным мельчайшим деталям, безусловной актерской игре и корректной камере". Через несколько лет Лозница позаимствовал у румын "корректную" камеру Олега Муту, чтобы сделать собственное кино о том, что творилось и творится на периферии постсоветской цивилизации. И в итоге забавно вышло, поскольку, если судить по результатам труда, Балабанов и Лозница оказались просто идейными братьями. Только первый сознательно манипулировал зрителем, создавая давление на все болевые точки разом, у второго это получилось как-то само собой в попытке подобных методов избежать. Сложно, видимо, когда снимаешь о России без прикрас, не перешагнуть ту грань, которая отделяет условную правду от не менее условного вымысла.

Для двух упомянутых режиссеров основное различие таково, что Балабанов эту границу намеренно перешагивает с первых минут и далее действует уже по ту сторону "реальности", а Лозница пытается идти в обход, но, не имея конечной цели, оказывается с Алексеем Октябриновичем в одной упряжке. Не знаю, понял сам Лозница или нет, но "Груз 200" - это почти документалка. Попытка же запечатлеть Россию как есть, не прибегая к художественным приемам, скорее всего обернется созданием самого страшного фильма в истории кино. Лозница, как ни старался, но тоже к финалу картины начал сочинять "небылицы". Одичание, убожество и крайняя степень деградации русского народа зашкаливают настолько, что герой фильма уже не видит выхода, кроме как перестрелять всех нах*й. Хороших, плохих - всех! Консервативное лечение уже давно не помогает, духовный вакуум вытеснил последние частички воздуха, дышать нечем. Стратегии действий для тех, кто еще не спятил, осмыслив себя в текущем моменте, режиссер не предлагает. Верных дорог нет, есть направления, да и те ведут не известно куда.
Previous post Next post
Up