Можно считать этот пост баяном *) и давно известно историей, но … я искренне восхищаюсь Сингапуром и его бывшим премьер-министром Ли Куан Ю. Сингапур - страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось избежать массовых расстрелов чиновников как в Китае и без особо жестких репрессий, как предлагают некоторые отечественные борцы :)
Вот так выглядел Сингапур в конце 50-х гг., после того как британцы покинули свою колонию.
В "независимое владение" сингапурцам досталась очень слабая законодательная база, практически необразованное население, низкие зарплаты, непрозрачная экономика и повсеместная коррупция. И крайне смутные перспективы.
Ли Куан Ю, вместе со своей партией «Народное действие» выиграл выборы и стал премьер-министром.
Интересный факт, который Ли Куан Ю отмечает в своей книге: Принимая присягу в июне 1959 года, мы все надели белые рубашки и брюки, что должно было символизировать честность и чистоту нашего поведения в личной и общественной жизни.
Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю - уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения. Антикоррупционная кампания состояла из 4 элементов:
1. Создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией.
От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции - БРК (Corrupt Practices Investigation Bureau), но его полномочия были крайне путаны и они занимались очень мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил их премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.
Кстати, у них вот такой офис:
Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жён, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование.
Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни.
Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции. В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличились с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10,000 сингапурских долларов.
Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.
Самые громкие дела:
Ви Тун Бун (Wee Toon Boon) был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500,000 сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300,000 сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения и был уменьшен до 18 месяцев.
В декабре 1979 года президент НКПС (Национального конгресса профессиональных союзов) и член парламента от правящей партии Фей Ю Кок (Phey Yew Kok) был обвинен по четырем эпизодам в преступном злоупотреблении властью. Общая сумма ущерба оценивалась в 83,000 сингапурских долларов (сумма равная примерно его месячной зарплате). Он также был обвинен по двум эпизодам, подпадавшим под действие "Закона о профсоюзах" (Trade Unions Act)за инвестирование 18,000 долларов, принадлежавших профсоюзам, в частный супермаркет без одобрения министра. В рамках обычной судебной практики он был освобожден под залог. За него вступился Деван Наир, бывший Генеральный секретарь НКПС, близкий друг Фей Ю Коку. Он хотел, чтобы БРК пересмотрело этот случай, утверждая, что невиновный человек был осужден путем предъявления фальшивых обвинений, причем очень активно доказывал это Ли Куан Ю. Премьер-министр в качестве исключения попросил директора БРК показать все доказательства при условии соблюдения строжайшей конфиденциальности. После того, как Диван прочитал свидетельские показания, он больше не беспокоил Ли Куан Ю по этому вопросу. Фей Ю Кок был освобожден в соответствии с законом под залог в 50,000 сингапурских долларов, сбежал из страны, и два его поручителя потеряли эту сумму, поскольку он никогда больше не вернулся в Сингапур. По слухам, он скрывался в Таиланде, постоянно шантажируемый полицейскими и эмиграционными властями.
В ноябре 1986 года один из старых партнером министра национального развития Те Чин Ван признал, что дал Те Чин Вану две суммы наличными по 400,000 сингапурских долларов (около половины его годовой зарплаты) каждая. Те Чин Ван отрицал получение взяток, пытался торговаться со старшим помощником БРК, чтобы делу не давали ход, просил встречи с Ли Куан Ю. Он отказался от встречи до тех пор, пока расследование не будет закончено. Через неделю после этого стало известно, что Те Чин Ван умер и оставил письмо для Ли Куан Ю: «… Я чувствую свою ответственность за возникновение этого неприятного инцидента, и полагаю, что я должен ответить за это в полной мере. Как благородный восточный джентльмен я считаю, что будет справедливо, если я заплачу за свою ошибку самую высокую цену». Семья покойного просила не проводить вскрытия и сообщить всем о естественных причинах смерти. Ей было отказано. Вскрытие показало, что он покончил с собой в результате отравления. Оппозиция инициировала создание комиссии по расследованию. Огласка была столь болезненна для семьи Те Чин Вана, что они покинули Сингапур и уже никогда и не вернулись в город. Они потеряли лицо.
2. В Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации.
В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.
Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы.
В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, он платит огромный штраф и садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной и в стране никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.
3. Параллельно были радикально повышены зарплаты чиновников.
Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это тем, что представляют собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. До того, как была введена новая схема оплаты труда, лучшие адвокаты зарабатывали от 1 до 2 миллионов сингапурских долларов в год, в то время как судьям платили меньше 300 000. Сразу после обретения независимости, в Сингапуре был сильный экономический спад и высокая безработица. Ли Куан Ю зафиксировал зарплаты министров на уровне 30 000 сингапурских долларов в год. После 1970 г. она была повышена до 48 000 тысяч долларов. Затем, когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора.
Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально, заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне. Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффетивной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.
4. Независимые, объективные СМИ, освещавшие все найденных факты коррупции.
Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится «героем» первых полос.
Вот так Сингапур выглядит сейчас:
Вот кратко 4 шага к успеху в борьбе с коррупцией. Конечно, нужно учесть, что площадь Сингапура всего 694 кв.км. (в 2 раза меньше г. Санкт-Петербург), население - чуть больше 5 млн. чел. (сопоставимо с тем же Санкт-Петербургом).
На такой маленькой территории борьба с коррупцией заняла 40 (!!!) лет и потребовала неимоверной жесткости руководства страны и огромной политической воли.
Уверен, можно и быстрее! Может именно для этого выстроена вертикаль власти в России? Просто нужно заставить ее работать?