Историческое. Русские в Брисбене.

Sep 23, 2014 10:40

Я забыла совсем про эти фото, которые считаю довольно уникальными, а тут вот искала что-то, наткнулась и подумала, что надо бы написать пост о прошлом русских в Брисбене, точнее о школе нашей, Свято-Серафимовской. Хоть мы уже года три занимаемся не при церкви (что очень жаль), и директор у нас теперь отец Гавриил из Николаевского храма (он замечательный!), школа по-прежнему называется школой при Свято-Серафимовской церкви. В прошлом году школе исполнилось 60, и эти фотографии, которые ниже, любезно предоставил нам для фотовыставки Константин Дроздовский, один из самых замечательных и уважаемых людей русского сообщества в Брисбене, который сам был выпускником нашей школы, и который много поведал о её прошлом.
И пока разбирала фото,  вглядывалась в лица, много разных мыслей меня посетило... Времена были другие, русские жили вдали  от своей родины, обособленно, но как держались за свои корни! Мёртвой хваткой! Как хранили всё русское, как трепетно относились ко всему, что делало их русскими, как много сделали, чтобы создать школу, чтобы дети, которые были рождены кто в Китае, кто в Иране (Персии), а кто в Европе, и бабушки и дедушки которых бежали туда из-за революции, могли учить родной язык. И как эти дедушки и бабушки передавали любовь к России своим детям, а те своим, что встречая иногда русских, которые и родились не в России, и прожили всю жизнь на чужбине, и которые смогли впервые повидать историческую родину только после перестройки, как они сохранили чистым свой язык, свои традиции и свою самобытность! Я считаю, что основной фактор, определяющий национальность - это язык, если он теряется, то всё. Национальная идентификация растворяется, и человек ничем уже не отличается от граждан той страны, в которой он живёт. Таких тоже много, может даже больше, но как узнать, если их не отличишь от автралийцев? Есть у нас покупатель, в котором только из-за необычной фамилии и можно заподозрить иностранное происхождение, но от русского в нём ничего.  Каждый делает свой выбор. Кто-то считает, что сохранять язык не нужно, лишние проблемы и пинать детей тяжело и некогда, да и незачем, но некоторые не хотят терять то, что дано им и их детям от рождения и прилагают нешуточные усилия, чтобы всё это не растерять.
В общем тут фотографии, начиная где-то с 1958 года.

Это прошлогодняя юбилейная открытка с фото нашей Свято-Серафимовской церкви.


В 1952 году дом под храм был пожертвован одним из русских старожилов (кстати о русских старожилах это другая история, тоже довольно интересная). И отец Николай Успенский, к тому времени недавно прибывший с семьёй из Европы, только приспосабливался к новой жизни и её новым условиям, он был первым отцом-настоятелем храма и первым директором школы:


В 50-х годах началась довольно большая волна миграции русских (её называют четвёртой волной), во многих семьях были дети школьного возраста и было большое желание иметь русскую школу, которая после окончания оборудования храма, в 1953-м году начала запись первых студентов. Самой первой и единственной какое-то время учительницей была Надежда Алексанровна Дригина. А в 1956-м году в Брисбен из Китая приехала Клавдия Георгиевна Корецкая, замечательный преподаватель, которая до самой своей смерти, в 1976-м, работала в Свято-Серафимовской школе. Интересно, что родом она из села Стерлитамак, который тогда, до революции, ещё был селом. Вот тут на фото они обе. Две первых и бессменных учительницы. Дригина справа, Корецкая слева в центре, рядом самые младшие воспитанники школы, а во втором ряду студенты первого выпуска:


Было трудно. В школе первые годы ничего не было. Всё необходимое приходилось выписывать из Америки, включая буквари, специальные тетради, книги, русские учебники. Это сейчас хорошо. Каждый год мы закупаем учебники какие хотим, и ни в чем недостатка нет. А тогда каждая книга на русском языке была на вес золота и бережно хранилась в библиотеке при церкви. К сожалению, сейчас от библиотеки ничего не осталось, но я имела возможность посмотреть и почитать оттуда немало книг и было интересно смотреть на место издания книг, многие были изданы в Нью Йорке, Париже, Лондоне. Были, конечно, чудом долетавшие до далёкой Австралии и книги из СССР, но их было совсем не много.
Вот они, первые выпускники со своими мамами. Всё как положено, у выпускниц белые платья и даже белые перчатки:


А вот президиум сего торжественного события:


А вот второй выпуск и сколько народу в Русском центре! Сейчас уже столько не соберёшь, хотя русских в Брисбене гораздо больше, но времена не те...  И опять нарядные выпускницы в белоснежном и с прическами. Сейчас и не делают в нашей школе таких роскошных выпускных... Вообще никаких не делают...Ну разве концерт школьников в конце года.


Второй выпуск с учителями. Константин Дроздовский крайний слева:


Прощальная речь:


Константин Дроздовский с любимыми учителями:


А какие школьные постановки устраивали! Продавали билеты и собирали полный зал в русском центре. С усами всё тот же Дроздовский Костя, только маленький.


И ещё он же:


А здесь Сергей Волошенко, справа:


А вот тут актёры уже постарше, "Мазепа", 1960:


"Предложение", Чехов. Видно, что актёры в ударе:


И здесь. Играют от души!


Актёры и постановщики:


Ещё "Мазепа":


"Барышня крестьянка".


Везде Константин в главной роли:


Евгений Онегин. Конечно же, несравненный Костя Дроздовский:


Очень впечатлило фото родительского комитета. Сейчас в школе больше ста учеников, но так трудно с родительским комитетом, даже три человека набираются с трудом (герои я считаю!), понятно, что никто не хочет заниматься общественной работой, у всех дела, это нормально, но вот в этом родительском комитете, пожалуй, участвовали все родители, вон их сколько!


Тут всё читаемо. Белый бал и торжество в честь второго выпуска 1964-й.


1963-й, десятилетний юбилей.


1962 год. Ёлка:


Пётр Семовских, который с 1972 года и на протяжении многих (больше 35, я точно даже не знаю сколько, но долго) лет являлся директором школы в окружении учеников. Его супруга, Екатерина Георгиевна, матушка Екатерина, которая была душой школы она здесь же на фото, вторая слева:


В общем, такая вот богатая история у нашей Свято-Серафимовской школы. Я не знаю статистики (наверное, она есть) сколько за все эти 60 лет было выпущено всего учеников, но немало... Когда я начинала работать в этой школе, восемь лет назад, моей ученицей была дочь Константина Дроздовского, Ирина. Это был 10-й класс, замечательные, просто звёздные дети,  они были мои первые, и я  до сих пор с такой теплотой их вспоминаю... Где-то у меня самой есть несколько фото тех лет, но я вот только что про них вспомнила. Надо поискать... Есть общая большая фотография. Надо найти.
Вот, кстати, Константин Дроздовский на одном из последних школьных концертов в русском центре:


А тут я примазалась к знаменитости, это года два назад...


Сейчас у меня седьмой класс и эти детки выросли на моих глазах и приятно видеть как они делают успехи в изучении русского, и как легко они переключаются с одного языка на другой, что я даже им немного завидую. У них нет акцента ни на русском, ни на английском, оба языка у них формировались параллельно. Конечно, кому-то труднее, если дома больше приходится говорить на английском, кому-то легче, но родители делают колоссальную работу, я считаю... Мне вот не хватило сил пинать Рема заниматься ещё и русским. Это всё только заслуга родителей. Мало кто в совсем юном возрасте понимает, что умение владеть дополнительным языком даёт тебе больше свободы, а уж если это твой родной язык по рождению, то грех не пользоватся данной возможностью.

Добавлю... Было бы неправильно говорить, что в нашей русской школе учились и учатся русскому только русские. Поскольку Россия, а потом и СССР всегда был огромным многонациональным государством, и на русском, который всех объединял, испокон веков говорило множество других национальностей и народов, то здесь русская школа была своего рода таким центром всех объединяющих и русских, и украинцев, и татар, и белорусов, и казахов, и киргизов, и евреев и других... Это безо всякого пафоса. Был, даже помню, у нас один афганец, взрослый дяденька, который когда-то учился в СССР на врача, и как-то узнав, что здесь есть русская школа, из ностальгических соображений тоже ходил на занятия, сидел какое-то время в старшем классе, но недолго, правда:) И сейчас у меня в классе два ребёнка мама которых из Киргизии и девочка из чисто-эстонской семьи, кстати девочка говорит и пишет по-русски лучше, чем некоторые русские, хоть выросла здесь.

Австралия, Брисбен, Историческое, Школьное

Previous post Next post
Up