Режиссёры: Пётр Тодоровский

Feb 24, 2017 10:00


В сегодняшнем выпуске речь пойдёт о прекрасном советском и российском режиссёре, операторе, сценаристе, актёре и композиторе, о человеке, который снимал бесконечно разнообразные фильмы, оставаясь при этом в рамках человечного, доброго и жизненного кино. Его имя Пётр Тодоровский.




Пётр Ефимович Тодоровский родился в 1925 году на Украине в маленьком городе Бобринец, где закончил 9 классов средней школы. В начале Великой Отечественной Войны его семье пришлось иммигрировать в Сталинград, а через несколько месяцев из-за наступления немцев им вновь пришлось бежать, на этот раз в колхозный посёлок Песчаный Мир в Саратовской области. В 43 году Тодоровский поступил в Саратовское военно-пехотное училище, через год после чего отправился на фронт в качестве командира миномётного взвода, дошёл до Эльбы, но был ранен и контужен.


Через четыре года после окончания войны, не зная чем занять себя, Тодоровский поступил операторский факультет ВГИКа, после окончания которого почти десять лет работал с камерой на Одесской киностудии, где его ценили, как отличного специалиста, многие популярные режиссёры, в том числе Марлен Хуциев, с которым Тодоровский снял знаменитую “Весну на Заречной улице”. Стать режиссёром Петру помог его друг - сценарист Григорий Поженян. Именно он убедил украинского министра культуры сделать Тодоровского вторым режиссёром фильма 1962 года под названием “Никогда”. После выхода этой картины на экраны Пётр окончательно переквалифицировался из операторов в режиссёры и открыл в себе талант к мягкому, лиричному и доброму кино.

“Когда строят дом, у него есть «нулевой цикл». Фундамент. Важно, чтобы у тебя был хороший «нулевой цикл», который закладывается в детстве. У меня не было хорошего.”




Самый известный в мировом сообществе фильм Тодоровского вышел в 1983 году и назывался “Военно-полевой роман”. Помимо огромного успеха на советском пространстве, эта картина также вызвала большой интерес и за рубежом. Сначала её номинировали на “Золотого Медведя” на Берлинском кинофестивале, а после и на звание “Лучшего фильма на иностранном языке” по версии жюри премии Оскар. Впрочем, Тодоровский, будучи невероятно скромным человеком, отнёсся к поездке в Америку очень спокойно. Его гораздо больше занимала не возможность получения престижной награды, а тот факт, что у него нет смокинга.

“На «Мосфильме» нашли какой-то смокинг из сукна толщиной в два пальца, подогнали. Жара 28 градусов. Все в легких смокингах. А я сижу в этой шинели. С бабочкой. Мне не до Оскара. Я оттуда выскочил как ошпаренный”

Ещё одним знаковым событием, как для самого Тодоровского, так и для всего советского кинематографа, стал выход на экраны скандального фильма “Интердевочка”, поставленного по одноимённой книге Владимира Кунина. Это произведение привлекло внимание жены Тодоровского - Миры, которая и убедила его заняться именно этим материалом. “Интердевочка” - один из первых примеров советского фильма, который был снят не на государственные деньги, а благодаря частным капиталовложениям. Семье Тодоровских удалось привлечь к финансированию крупную шведскую фирму, благодаря чему съёмки прошли очень быстро и с использованием дорогой плёнки и аппаратуры. В итоге, несмотря столь провокационное и отчасти даже табуированное содержание, картина “Интердевочка” стала кассовым хитом в советских кинотеатрах и заслужила звание “Лучшего фильма года” по опросу журнала “Советский экран”.

“Я никогда не считал деньги. И когда они посыпались после «Интердевочки», я не знал, что с ними делать. Я сам не мог даже догадаться, что на них можно купить дачу.”




Пётр Тодоровский отличался невероятной скромностью и зачастую сам не верил в свои многочисленные таланты. Он считал себя технически некомпетентным оператором, обвиняя в этом преподавателей в институте, которые позволяли списывать на экзаменах. Как сценариста, Тодоровский себя ценил тоже не слишком высоко, утверждая, что ему просто необходимо рассказывать кому-то о своих задумках в процессе их воплощения на бумаге, чего никак не может позволить себе настоящий профессионал. Свою игру на гитаре он называл уничижительным словом “бреньканье”, несмотря на то, что даже Владимир Высоцкий пользовался его услугами аккомпаниатора во время записи своих песен. Также Тодоровский сетовал на отсутствие у себя режиссёрского образования, которое ему приходилось заменять голой интуицией. Впрочем, режиссёр считал себя довольно работоспособным человеком и говорил, что может преодолеть всё, чтобы снять то, что хочет.

В апреле 2013 года Пётр Тодоровский перенёс сердечный приступ, после которого так и не смог оправиться. Через месяц на 88-ом году жизни Тодоровский скончался, оставив после себя полтора десятка хороших картин.

“Есть люди, которые карабкаются, что-то пытаются доказать. А некоторые просто сидят и наблюдают, как вода течет в реке, как дерутся воробьи за корку хлеба. Надо находить для этого время. Которое не находило наше поколение. Только работать, работать, работать! Мне трудно представить себя неработающим.”




<<Список всех выпусков рубрики>>

Пётр Тодоровский, Режиссёры, Вокруг_кино

Previous post Next post
Up