В сегодняшнем выпуске речь пойдёт об одном из самых успешных советских комедийных режиссёров, о человеке, чьи фильмы содержат сотни крылатых фраз, которыми продолжают пользоваться люди и по сей день, о невероятном оптимисте и шутнике Леониде Гайдае.
Леонид Гайдай родился в 23 году в городе Свободный в семье железнодорожного служащего Иова Исидировича Гайдая. Вскоре после рождения Леонида, семья перебралась сначала в Читу, а затем в Иркутск, где он и закончил общеобразовательную, железнодорожную школу. После выпуска Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский театр, и параллельно с этим начал заниматься в театральной студии при ДК Железнодорожников. Через год Леонида призвали в армию и отправили воевать в Монголию, где он сначала объезжал лошадей, а после служил во взводе пешей разведки. В 43 году Гайдай был тяжело ранен и провёл много времени в госпитале, после чего его признали инвалидом второй группы. Гайдай вернулся в Иркутск и поступил в театральную студию при драмтеатре.
Следующие пять лет он учился и играл в спектаклях. В 49 году в возрасте 26 лет Гайдай приехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссёрский факультет, который окончил в 55-ом, после чего устроился на Мосфильм. Однако успех пришёл к Гайдаю далеко не сразу. Первые три картины режиссёра провалились в прокате и получили крайне сдержанную критику. Расстроенный Гайдай вернулся в Иркутск, где случайно наткнулся на номер “Правды” с фельетоном в стихах “Пёс Барбос”. На его основе Гайдай снял короткометражку “Пёс Барбос и необычный кросс”, в которой впервые на экранах появилась троица Трус - Балбес - Бывалый. Закрепив успех ещё одной короткометражкой “Самогонщики”, а также картиной “Деловые люди”, Гайдай приступает к съёмкам “Операции Ы”, которой суждено будет занять первое место проката 1965 года и сделать режиссёра звездой советского кинематографа.
“Если не знаете жизнь, пишите о чем-нибудь другом.”
Фильмы Леонида Гайдая зачастую содержали недопустимый для советской власти уровень сатиры, за что режиссёр не раз получал выговоры и страдал от суровых предписаний комиссий по цензуре. Довольно часто Гайдаю приходилось переозвучивать уже снятые сцены, чтобы убрать из фильма острые и спорные высказывания. Например, в “Бриллиантовой руке” персонаж Ноны Мордюковой говорит: “Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж ходит в синагогу”. Последнее слово Гайдаю пришлось заменить на “любовницу”. Подобная участь постигла и многие фразы из картины “Иван Васильевич меняет профессию”. Например, на вопрос о месте жительства царь по сценарию отвечал “Москва - Кремль”, однако цензура заменила этот ответ на более безобидное “в палатах”. а на реплику Бунши о том, кто будет платить за банкет, Милославский должен был ответить “Народ, народ, батюшка”. Ну а фильм “Кавказская пленница” так и вовсе полностью запретили показывать публике, однако, к счастью, совершенно случайно его увидел Брежнев и дал добро.
Леонид Гайдай был известен своим неиссякаемым оптимизмом и способностью к режиссёрской импровизации. Он очень быстро находил выход из любой неприятной или сложной ситуации. К примеру, во время съёмок “Бриллиантовой руки” Андрей Миронов в одной из сцен пинком сталкивал мальчика в воду. На роль парня Гайдай пригласил сына Никулина Максима, который так боялся удара “дяди Андрея”, что раз за разом падал в воду раньше времени. Тогда Гайдай объявил, что в следующем дубле герой Миронова просто пройдёт мимо, а актёру он незаметно шепнул, чтобы тот всё-таки отвесил мальчику пинок. В итоге дубль вышел идеальным.
Ленид Гайдай, приглашая на роль в фильм “Операция Ы” молодую актрису Наталью Селезнёву, не знал, как сказать ей, что по сценарию её героиня должна будет раздеться в кадре до купальника. Тогда он просто заявил ей, что, возможно, её фигура не так хороша, как ему требуется. Селезнёва немедленно скинула платье, чтобы продемонстрировать Гайдаю, что он ошибается. После этого, она уже не испытывала перед ним никакого стеснения и с лёгкостью снялась в этом эпизоде.
“В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель”
Главной особенностью фильмов Гайдая, является невероятно большое количество крылатых фраз и выражений, которые ушли в народ. До сих пор то тут, то там можно услышать, как люди говорят гайдаевские фразы с присущей им узнаваемой интонацией: “Шеф, всё пропало”, “Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нём”, “Надо, Федя, надо”, “Шляпу сними”, “Птичку жалко”, “Житие-твое” и многие-многие другие. Говорят, что этому аспекту Гайдай уделял много времени во время съёмок. Режиссёр варьировал выражения и интонации, пока не добивался от актёра такого звучания фразы, что она становилась заразительной, и её подхватывали все, кто слышал.
Леонид Гайдай является Народным Артистом СССР и РСФСР, а также лауреатом Московского кинофестиваля за фильм “За спичками” и обладателем премии “Золотой Овен”. Также он участвовал в программе Каннского кинофестиваля с короткометражкой “Пёс Барбос и необычный кросс”, которая была номинирована на “Золотую Пальмовую ветвь” в категории “Лучший короткометражный фильм”.
“Учтите, я снимаю комедию. Просто комедию. Не настаиваю, не нажимаю, но вы должны об этом помнить.”
<<Список всех выпусков рубрики>>