Режиссёр: Анджей Вайда

Aug 26, 2016 10:09


Сегодня у нас особенный гость. Это, пожалуй, один из самых известных польских режиссёров, классик мирового кинематографа, обладатель невероятно сильного характера и тонкого понимания человеческой души. Его имя Анджей Вайда




Анджей Вайда родился в 1926 году в маленьком польском городке Сувалки. Его отец был офицером конной артилерии, мать - школьной учительницей. Позже отец Анджея получил назначение в Радом - ещё один польский городок чуть ближе к Варшаве. Когда Анджею было 13 лет, его отца взяли в плен солдаты Красной Армии, а после расстреляли. К началу фашистской оккупации Анджей успел окончить семь классов средней школы. Во время войны он работал чертежником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских, помогал бродячему живописцу реставрировать фрески в костелах. После войны Анджей поступил в Академию изобразительных искусств в Кракове, затем перешел в 1948 году в Лодзинскую школу киноискусства. Но живопись не бросил, продолжал участвовать в выставках. Тогда же он заинтересовался и кинематографом.


В начале 50-х он активно изучал теорию кино, писал научные статьи и снимал короткометражки, в том числе и по рассказам Чехова. В 1954 году Вайда дебютировал в большом кино с фильмом “Поколение”, в котором рассказывалось о молодых героях антифашистского рабочего подполья. Эта картина прошла сквозь сито жесточайшей цензуры и была выпущена на экраны в очень урезанном виде, однако, ей всё равно удалось обратить внимание на молодого, подающего надежды режиссёра. Мировую славу Анджею Вайде принёс его следующий фильм - “Канал”. Эта лента получила множество престижных призов и окончательно зажгла на кинематографическом небосводе звезду имени Анджея Вайды.

“Я понял сразу две вещи. Во-первых, есть люди лучше меня, и их нужно догонять изо всех сил. А во-вторых, существуют впечатления, которые будоражат сильнее, чем реальность.”




Анджей Вайда зарекомендовал себя как исключительно разнообразный режиссёр, однако есть несколько тем, к которым режиссёр обращался чаще, чем к остальных. Во-первых, это, конечно же военная тема, благодаря которой Вайда и стал знаменитым. Наибольшую популярность среди таких картин имели фильм “Пепел и алмаз”, снятый в 58 году и относительно недавно вышедшая лента “Катынь”, в которой, кстати, снялся популярный российский актёр Сергей Гармаш. Также, Вайда - большой любитель экранизаций классических, литературных произведений. Помимо польских авторов, режиссёр обращался и к советским писателям: снял фильмы “Настасья” и “Бесы” по Достоевскому, а также картину “Пилат и другие” по мотивам “Мастера и Маргариты” Булгакова. И, наконец, много внимания в своём творчества Вайда уделял политической тематике, попутно став одним из первых жёстких критиков сталинизма из числа кинематографистов социалистических стран.

“Зажатые режимом в значительно большей степени, чем мы, русские люди доискивались скрытых значений буквально везде”

Помимо кино Вайда много лет занимается театральной деятельностью. В его активе более 40 спектаклей, среди которых особое место занимают постановки по мотивам произведений Шекспира и Достоевского. В театре Вайда часто использовал кинематографические приемы: "кадрирование" пространства (на площадке высвечивался небольшой участок), монтаж эпизодов, резкую стыковку разных по настроению фрагментов и тому подобное.

“Я полагаю, каждый художник в меру своего таланта, который он получил от Господа Бога, должен стараться открыть душу человека. И Достоевский для меня - авторитет высочайший в этой области”




Однако, несмотря на любовь к Достоевскому, Вайда никогда не скрывал своего презрительного отношения к СССР и его общественному строю, которое впрочем не распространяется на современную Россию. Надо отметить что какое-то время нелюбовь Вайды и Союза была взаимной. Более 10 лет режиссёр был персоной нон-грата на территории нашего государства, однако, к счастью, всё это уже в прошлом. В наше время отношение российских зрителей к Вайде более чем благосклонное, даже несмотря на прямые обвинения режиссёра в адрес советской власти, высказанные в его фильме “Катынь”.

“Задумавших это преступление, Берию и всех, кто поставил свою подпись на смертном приговоре - Сталина, членов Центрального Комитета, как и исполнителей убийства - их я не простил. Но у меня были и до сих пор есть в России друзья, и я знаю, что они пережили в те времена террора. Не Россию я виню за это преступление.”

Анджей Вайда - обладатель большого количества, как европейских, так и американских наград. Первый значимый фестивальный успех пришёл к этому режиссёру в 57 году, когда его лента “Канал” взяла Особый приз Жюри в Каннах. Позже ещё несколько картин удостаивались наград этого кинофорума: это и “Человек из мрамора” в 78 году, и “Без наркоза” в 79-ом, и, наконец, картина “Человек из железа”, которая взяла “Золотую пальмовую ветвь” в 81 году. На Оскар в категории “Лучший фильм на иностранном языка” Вайда был номинирован четырежды, однако так ни разу и не выиграл. Впрочем, свою заветную статуэтку он всё же получил. Это был “Почётный Оскар” 2000 года за вклад в мировой кинематограф.

“Сегодня не существует фильма для всех, а фильм для избранных для меня - нелепость”




<<Список всех выпусков рубрики>>

Режиссёры, Вокруг_кино, Анджей Вайда

Previous post Next post
Up