Режиссёры: Акира Куросава

Jul 29, 2016 09:42


Сегодня мы вспомним об одном из самых значимых и заслуженных японских режиссёров, о человеке, который подарил миру множество кинематографических приёмов, о режиссёре, чьё творчество оказало влияние на множество маститых мастеров. Речь пойдёт об Акире Куросаве.




Акира Куросава родился в 1910 году в местечке Ота, что близ Токио. Он был самым младшим из восьми детей в семье Исаму и Симы Куросавы, которые старались привить всем своим отпрыскам чувство собственного достоинства, ведь их далёким предком был Абе Садато, полководец-сёгун, живший в XI веке и славившийся невероятной ловкостью в бою. Почитая старые традиции, отец Акиры неукоснительно и безжалостно заставлял сына с девятилетнего возраста заниматься упражнениями с мечом ежедневно минимум по полчаса. Несмотря на все старания отца, Акира выделялся среди других детей своим мягким характером и множеством странностей в поведении и выборе одежды. По собственному признанию, будущий режиссёр был плаксой с внешностью изнеженного маменькиного сынка, над которым с первого же дня издевались одноклассники. Из-за этого юный Акира почти всегда пребывал в ступоре, и кое-кто из учителей даже принимал его за умственно отсталого.


Чтобы отвлечься от всего этого кошмара, Куросава проводил много времени в кинотеатре, где пересматривал десятки немых американских фильмов. В возрасте 25 лет Акира устроился помощником режиссёра на киностудию “Тохо”, где почти 10 лет оттачивал свои режиссёрские навыки и, наконец, в 1943 году снял свою первую художественную картину “Гений дзюдо”. Ещё через 7 лет на экраны вышел фильм “Расёмон”, который наделал много шума в кинематографической среде и получил несколько престижных наград, в том числе и за пределами Японии. Международное признание возвело Куросаву в ранг одного из лучших мировых режиссёров и в творческом плане развязало ему руки.

“Я смотрю на ситуации, происходящие в жизни, как обыкновенный, простой человек, я всего лишь переношу свои чувства на экран”




В конце 60-х Акира Куросава переживал не лучшие времена. Его новый фильм “Под стук трамвайных колёс” получил разгромную критику и провалился в прокате, что вогнало японского режиссёра в глубокую депрессию. В декабре 71 года он, полоснув бритвой по запястью и горлу, предпринял попытку самоубийства. Куросаву спасли, но после этого количество желающих спонсировать его фильмы резко уменьшилось. Именно тогда Куросава, как никогда, стал близок к советским кинематографистам и даже выпустил совместную русскоязычную работу “Дерсу Узала”. Ещё через пять лет, двое поклонников японского режиссёра, Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас помогли мэтру с финансированием его нового проекта “Тень воина”, который вернул Куросаве былую славу.

Предложение поработать на благо Голливуда пришло к Акире Куросаве в самый неподходящий момент. В начале 70-х, когда режиссёр находился в крайне подавленном душевном состоянии, граничащим с помешательством, ему предложили снять японскую часть двустороннего проекта под названием “Тора! Тора! Тора!”, который мог превратить Куросаву в Голливудскую звезду и принести ему неплохую прибыль. Однако, японский режиссёр умудрился собственными руками погубить этот уникальный шанс. Появившись на съёмочной площадке, Куросава начал вести себя как законченный сумасшедший: он утвердил на ключевые роли 15 крупных бизнесменов, не имеющих актёрских навыков, составил крайне расточительный график съёмок в интерьерах, стал выбрасывать отснятый материал в огромных количествах по смехотворным причинам, одним словом отчаянно саботировал съёмки. Спустя 23 дня Куросава был со скандалом уволен, а в финальный монтаж ленты вошла всего одна минута из снятого им материала.

“В безумном мире только сумасшедшие являются здравомыслящими.”




Фильмы Акиры Куросавы оказали огромное влияние на западное кино, особенно на такой истинно американский жанр, как вестерн. К примеру, знаменитая картина “Великолепная семёрка” является переделкой ленты Куросавы “Семь самураев”, а популярный итальянский режиссёр Серджио Леоне так и вовсе чуть не нарвался на судебное разбирательство, практически покадрово повторив картину “Телохранитель” в своём спагетти-вестерне “За пригоршню долларов”. Куросава также является изобретателем нескольких технических приёмов, которыми пользуются режиссёры по сей день. К ним относится классическая сцена убийства, снятая с четырёх разных точек, впервые показанная в картине “Расёмон”, а также ноу-хау, которое изобрёл Куросава в поисках звука, который бы подходил для сцен, когда кого-нибудь разрубают мечом. Акира брал курицу, набивал её японскими палочками для еды, после чего бил по ней что есть мочи остро отточенным оружием.

Акира Куросава является обладателем двух премий Оскар, одну из которых он получил за фильм “Дерсу Узала”, а другую за вклад в мировой кинематограф. Также ему однажды удалось заполучить “Золотую пальмовую ветвь” Каннского фестиваля с фильмом “Тень воина.”.

“Фильм получается действительно хорошим, только если камера - это глаз поэта.”




<<Список всех выпусков рубрики>>

Акира Куросава, Режиссёры, Вокруг_кино

Previous post Next post
Up