Сегодня мы поговорим об одном из самых знаменитых кинематографистов Франции, о прославленном режиссёре, продюсере, сценаристе и писателе Люке Бессоне.
Люк Бессон родился в 59 году в Париже в семье инструкторов по подводному плаванию и с раннего детства готовился продолжать фамильную традицию. В ранние годы будущий режиссёр даже и не помышлял о кинематографе, увлеченно занимаясь нырянием и подводной съёмкой на побережье Греции и Югославии. Его голубой мечтой было стать специалистом по дельфинам. Даже развод родителей никак не смог повлиять на увлечения молодого Люка, несмотря на то, что, конечно, это событие оставило свой неизгладимый след на его психике. Однако, мечтам Бессона не суждено было сбыться. В возрасте 17 лет с ним произошёл несчастный случай под водой, который поставил перед Люком жестокий выбор: либо отказ от погружений, либо полная потеря зрения. Ошеломлённый таким поворотом событий, Бессон решил поискать себе другую мечту. Для этого он выписал на листочек те вещи, которые он умеет делать. Получился небольшой список, в который попали такие занятия, как рисование, фотографирование и постановка кадра.
“Ну что ж, может быть, кино мне подойдёт” - подумал Люк, и устроился на мелкую должность третьего помощника режиссёра на одну из голливудских студий. Прервавшись на три года из-за службы в армии, Люк Бессон вернулся к кинематографу, сначала в качестве постановщика клипов, а потом и как ассистент режиссёра в большом кино. Снять свою дебютную полнометражную картину Бессону удалось в 83 году в возрасте 24 лет. Это была фантастическая чёрно-белая лента “Последняя битва”. Картина получилась на редкость удачной и завоевала несколько престижных наград. Последующие фильмы режиссёра, такие как “Подземка”, “Голубая бездна” и “Никита” принесли режиссёру немалые деньги, мировой успех и возможность приступить в масштабным съёмкам своего главного шедевра - фильма “Пятый элемент”.
“Почему я снял «Подземку»? Зачем я сделал всё это подводное безумие в «Голубой бездне»? Зачем я снял этот мрачный фильм о Никите? Не знаю. Снял и всё. Я делаю то, что делаю, потому что хочу этого, потому что я хочу изучать, искать новые вещи.”
Люк Бессон, несмотря на свою мировую известность, так и не снял ни одного фильма за пределами родной Франции. Это касается и “Пятого элемента”, который стал не только самым затратным фильмом за всю историю французского кино, но и самой дорогостоящей картиной, снятой не в Голливуде.
Начавшиеся было съёмки картины “Пятый элемент”, пришлось отложить на некоторое время в виду большой занятости исполнителя главной роли - Брюса Уиллиса. За это непродолжительное время простоя Люк Бессон, не желая распускать съёмочную команду и терять творческий импульс, умудрился не только написать сценарий картины “Леон”, но и в рекордный 90-дневный срок завершить её производство. Удивительно, но эта картина, снятая в суете и спешке, до сих пор считается одной из лучших работ Бессона.
“Поверьте, лет с двадцати пяти я каждый день нахожу на своем столе очередное предложение из Голливуда. Но чаще всего от меня требуется сделать чисто американский фильм с французской изюминкой. Как пирог с вишенкой наверху. Они - пирог, а я - вишенка. Так я не играю.”
В качестве режиссёра Люк Бессон снял всего полтора десятка картин, однако, как продюсер, этот человек просто неутомим. Среди его продюсерских работ значатся такие безусловные хиты, как “Такси”, “Васаби”, “Перевозчик”, “Револьвер”, “Заложница” и ещё почти сотня фильмов, разных жанров и направлений..
В 2003 году к Люку Бессону пришёл знакомый художник Патрис Гарсья и принёс набросок рисунка, на котором был изображён минипут - странное, маленькое, магическое существо. Гарсья предложил Бессону совместный масштабный детский проект. Режиссёр согласился и тут же сел за написание сценария. Однако съёмки этого технически сложного фильма настолько затянулись, что Бессону надоели бесконечные интервью, в которых его спрашивали о том, что это за персонаж такой - минипут Артур. И тогда он решил написать книгу. Это занятие так увлекло режиссёра, что он начал регулярно вставать в пять утра, чтобы закончить ту или иную сцену. В итоге у Бессонна получилась серия из четырёх книг, по которой было поставлено три полнометражных фильма. Сказки о таинственном мире минипутов разошлись по миру огромными тиражами и стали культовыми среди французских детишек.
“Люди часто говорят, что в глубине души я ребёнок. На самом деле, я думаю, у меня просто есть доступ к моему детству, я его очень хорошо помню. Все мы когда-то были детьми. И этот факт нужно уважать.”
Люк Бессон имеет не слишком большую коллекцию престижных наград. Будучи французским режиссёром, Бессон чаще всего попадал в номинации на получение премии Сезар, однако завоевать заветный приз ему удалось лишь однажды - в 1998 году с картиной “Пятый элемент”. Ещё один шедевр Бессона “Леон” хоть и не получил никаких особо ценных наград, однако произвёл большое впечатление на простых зрителей, по сей день оставаясь в десятке лучших фильмов всех времён на крупнейших интернет-порталах о кино.
“Кино никогда не спасало ничью жизнь, это не лекарство, способное спасти чью-то жизнь. Это всего лишь аспирин.”
<<Список всех выпусков рубрики>>