Сегодня мы вспомним об одной из самых неоднозначных личностей советского и российского кинематографа, о человеке, который до конца был предан своему делу, не разменял творчество на хрустящие бумажки и навсегда остался в памяти своих многочисленных поклонников, как честный, принципиальный и очень талантливый режиссёр. Его имя Алексей Герман.
Алексей Герман родился в 38 году в семье известного ленинградского писателя Юрия Германа. С его рождением связана довольно грустная история: его мать Татьяна Риттенберг, осознавая в какое время придётся жить её ребёнку, пыталась искусственно прервать незапланированную беременность. Она прыгала со шкафа и поднимала тяжести, однако все усилия оказались напрасными. Пережив войну и блокаду, Алексей Герман окончил школу в 15 лет и по настоянию отца подал документы на режиссёрский факультет Ленинградского театрального института. При этом сам Алексей не хотел становиться человеком искусства и мечтал быть врачом, однако непререкаемый авторитет главы семейства оказался сильнее личных предпочтений. Во время учёбы, Герман поставил несколько спектаклей для Смоленского и Большого драмтеатров, а после получения диплома устроился на работу в Ленфильм.
После нескольких лет, проведённых в качестве помощника режиссёра, Герман собрался было снимать фильм по мотивам романа братьев Стругацких “Трудно быть Богом”, однако события Пражской Весны поставили на этом сценарии крест. Следующий свой фильм под названием “Операция “С новым Годом” Алексею удалось снять, однако плёнка моментально легла на полку и не была выпущена в прокат. Первой картиной Германа, всё-таки дошедшей до зрителей, стал фильм “Двадцать дней без войны”, но и в этом случае всё сложилось так удачно, только благодаря протекции маститого советского писателя Константина Симонова, повесть которого легла в основу картины. Прорыв произошёл только спустя десять лет, когда практически одновременно в прокат вышла новая картина Германа “Мой друг Иван Лапшин”, а также его дебютная работа, пролежавшая в архиве почти 15 лет и выпущенная на экраны под новым названием “Проверка на дорогах”.
“Объяснять, за что запретили «Проверку», бессмысленно. Потому что ее запретили за все. За все! За Ролана Быкова. За то, что он в тазике стоит. За «абстрактный гуманизм». За жалость к людям, в жестоких, чудовищных обстоятельствах проявившим слабость и сдавшимся в плен”
Алексей Герман всегда стремился снимать честные, жёсткие и очень тяжёлые, жизненные фильмы. При этом по своей натуре Герман был перфекционистом. Он не выпускал картину на экран, пока всё не будет выглядеть именно так, как ему хочется, что вкупе с постоянными проблемами с финансированием, приводило к безумно растянутому по времени процессу съёмок. Картина “Мой друг Иван Лапшин” снималась три года и дорабатывалась ещё два, над фильмом “Хрусталёв, машину!” Герман работал 7 лет, а над “Трудно быть богом” больше 13, но так и не успел её закончить. В итоге за всю свою долгую творческую жизнь Герман смог снять только лишь 5 фильмов, что не помешало ему стать классиком советского и российского кинематографа.
“Я устал ходить с протянутой рукой, постоянно просить, клянчить. Ладно бы, если у меня не было других предложений, тогда понятно. Но меня приглашали работать во многие места. Мне предлагали в США договор на такую сумму, которую мне до сих пор произнести страшно. Мы должны были всей семьей отплыть в Америку. Но как я мог уехать? Это было бы нечестно по отношению к товарищам, к группе. И я остался здесь, без зарплаты, без всего - таков наш удел.”
Алексей Герман был истинным патриотом и практически боготворил советский кинематограф, признавая, однако, что после развала СССР отечественное кино мгновенно стало местом полным коррупции, жадности, тщеславия и равнодушия. Несмотря на это, Голливудский кинематограф он оценивал ещё ниже. Однажды, Алексею поступило очень выгодное предложение от американцев снять фильм о блокаде. Однако, переговоры очень быстро зашли в тупик. Камнем преткновения стало желание Германа снять эту картину в чёрно-белом цвете, на что голливудские продюсеры пойти не могли. Они предлагали какие-то компромиссные варианты с тем или иным цветом, говорили, что нынче есть совершенно иные технологические возможности. Герман же стоял на своем. “Мне не простят ленинградцы лиц розового цвета во время блокады” - заключил режиссёр, и проект был заморожен.
“Американский кинематограф многообразен, там есть талантливые люди, но в сумме - это вреднейшее для человечества предприятие, это гигантская оглупляющая мир машина.”
Последние 13 лет жизни Герман работал над съёмками фильма “Трудно быть богом” - экранизации романа братьев Стругацких. Работа над картиной началась ещё в 99 году в Чехии. В 2007 году исполнитель главной роли Леонид Ярмольник говорил, что ведётся работа над озвучиванием фильма, и что, возможно, картина выйдет в 2008. Однако, вновь наступил долгий период затишья. В 2012 году Герман заметил в интервью, что не может назвать сроки завершения работы в связи с проблемами со здоровьем и трудностями в процессе монтажа и озвучивания. В феврале 2013 года Алексея Германа не стало. Работу над фильмом продолжил его сын Алексей Герман младший.
“В моем новом фильме «Трудно быть богом» есть одна фраза, которая должна вбиться в голову каждому человеку: там, где торжествует серость, к власти приходят чёрные.”
<<Список всех выпусков рубрики>>