Харуки Мураками. Трилогия Крысы

May 31, 2016 17:29

Решил начать марафон Харуки Мураками. Он будет не таким долгим, как Стивен Кинг или Борис Акунин. Всё-таки всего 13 романов и повестей, некоторые из которых весьма короткие. Думаю за 2-3 месяца справлюсь. Поехали.


Название: Слушай песню ветра
Год выхода: 1979

История: Сам Харуки много раз рассказывал в интервью, что идея написать книгу посетила его во время бейсбольного матча в апреле 1978 года. Ему тогда было 29 лет, он был женат и владел джаз-баром в Токио. Первой пробой пера молодого писателя и стала повесть "Слушай песню ветра", в которой уже просматривались отличительные черты его авторского стиля.

Моё мнение: Не сказал бы, что повесть слабая. Просто она совсем ни о чём. А если быть точнее, то обо всём сразу. "Слушай песню ветра" это по сути сборник диалогов между главным героем, его другом Крысой, богачом поневоле, и старым китайцем-барменом Джеем. Никакой особенной сюжетной линии или глубоких мыслей здесь нет. Просто слепок времени, детали которого вы не вспомните уже через неделю после прочтения. Однако стилистически повесть написана весьма изобретательно. Прежде всего бросается в глаза универсальность диалогов. Не используя в тексте японских имён и каких-то экзотических реалий, Мураками делает эту книгу близкой по мыслям всем читателям в мире. Может быть, именно это и стало причиной неожиданного успеха повести у критиков. Плюс к этому, практически каждая фраза повести неожиданно может оказаться мудрым изречением, за которое зацепится ваш мозг. Вывод такой: читать необязательно, но можно.

Оценка: 7 из 10


Название: Пинбол 1973
Год выхода: 1980

История: После локального успеха своей дебютной повести "Слушай песню ветра", Харуки Мураками продолжил экспериментировать со сравнительно небольшими формами и написал ещё одну повесть под названием "Пинбол 1973". Несколько японских премий, присуждённых этому произведению, наконец убедили Мураками, что у него есть талант, после чего он продал бар и сосредоточился на писательской деятельности.

Моё мнение: Стилистически эта повесть почти ничем не отличается от "Слушай песню ветра": всё те же ироничные диалоги, странные поступки персонажей, бесхребетность сюжетной линии. Однако здесь уже можно уловить некоторые осознанные и более или менее чётко оформленные мысли и ощущения, к примеру, хорошо прослеживается сравнение и мысленная конфронтация между главным героем и его другом Крысой. Первый хоть и брюзга внешне, но всё-таки "ловит мгновение" и пытается жить так, как будто впереди ещё сотни лет, второй же раздавлен унынием, разбит парадоксами своей жизни и толком не видит к чему ему хотелось бы стремиться. Также плюс этой книги в том, что всё же здесь присутствует некое подобие сюжета, пусть и очень размытого. Лучше всего в повести получились различные второстепенные персонажи, в первую очередь две весёлые девочки-двойняшки, поселившиеся с главным героем. Но в целом, серьёзного прогресса относительно "Слушай песню ветра" здесь ожидать не стоит.

Оценка: 7 из 10


Название: Охота на овец
Год выхода: 1982

История: Получив хорошие отзывы на дебютные повести и продав джаз-бар, Харуки Мураками приступил к написанию своей первой по-настоящему серьёзной и длинной книги. Результатом трудов стал роман "Охота на овец" (или, если дословно, то "Приключения вокруг овцы"). Именно благодаря этой книге, переведённой на русский язык спустя долгих 16 лет после японского издания, Харуки Мураками приобрёл бешеную популярность в России.

Моё мнение: А вот уже действительно отличная книга, которая ни в какое сравнение не идёт с любопытными, но простенькими повестями "Слушай песню ветра" и "Пинбол 1973". Роман "Охота на овец" это квинтэссенция литературного стиля Харуки Мураками, в котором сочетается в лёгкой степени мистицизм, элементы притчи, детективно-интригующий сюжет, разнообразие колоритных персонажей, неожиданные диалоги и непредсказуемые сюжетные повороты на стыке фантастики и философии.

Если попытаться описать сюжет, то получится что-то простое и одновременно с этим сложное: главный герой использует в рекламном журнале фотографию пастбища, присланную ему его старым другом Крысой. В итоге оказывается, что на фотографии присутствует странная овца с пятиконечной звездой на спине, которая является гербом могущественной Империи, построенной таинственным Сэнсеем, находящимся в данный момент при смерти. Правая рука Сэнсея, Человек в Чёрном, даёт главному герою месяц, чтобы отыскать овцу и понять, что чёрт-возьми вообще происходит.

Вот такая белиберда. Но как захватывает! Несмотря на многочисленные отступления, а во многом даже благодаря им, Харуки Мураками удаётся создать такую прозу, оторваться от которой просто невозможно, хотя ты и ловишь себя ежесекундно на мысли: "Господи, какой бред!". В этой и заключается главная тайна притягательности его книг. Фантасмагория на грани абсурда, которая хочет казаться простым детективным триллером, но сюрреализм всего происходящего всё равно прорывается наружу, нервируя читательское воображение. Одним слово, "Охота на овец" для меня, это очень крутая книга. Но с другой стороны, я прекрасно пойму тех людей, которые дочитав до условной 50-й страницы, покрутят пальцем у виска, закроют роман и больше никогда к нему не вернутся.

Оценка: 9 из 10

Харуки Мураками, Книги

Previous post Next post
Up