Режиссёры: Стивен Содерберг

Apr 01, 2016 09:50


Сегодня речь пойдёт об уникальном американском режиссёре, которому удаётся сочетать в себе авторский стиль и чёткое понимание чаяний широкой аудитории. О человеке, который подарил миру целых 13 друзей Оушена, помог завоевать Оскара Джулии Робертс и Бенисио Дель Торо, а также объединившего в одном кадре глубину философии Станислава Лема и обнажённое тело Джорджа Клуни. Всё это Стивен Содерберг.




Стивен Содерберг родился в 1963 году в Атланте, однако всё своё сознательное детство провёл в городке Бартон-Руж, где его отцу удалось устроиться на работу деканом в Университете штата Луизиана. Ещё будучи школьником, Стивен поступил на курсы аниматоров, где начал снимать свои первые короткометражные фильмы. Окончив школу, Содерберг предпринял попытку перебраться в Голливуд, однако по довольно неясным причинам вскоре ему пришлось вернуться обратно и заняться изготовлением рекламных роликов и музыкальных видеоклипов.


Первый успех пришёл к нему в 86 году, когда Соберберг получил музыкальную премию Грэмми за документальный фильм о британской рок-группе “Yes”. Спустя три года молодой режиссёр замахнулся на полнометражный художественный формат, написал сценарий и снял ленту “Секс, ложь и видео” и сразу же сорвал джек-пот. Эта картина получила десятки престижных наград, в том числе и практически недосягаемую для дебютанта “Золотую Пальмовую Ветвь” Каннского кинофестиваля. С этого момента творческий путь Стивена Содерберга навсегда попал в прицел внимания зрителей и критиков.

“По натуре я скорее пессимист, чем оптимист; нетипичная для американца позиция. Я не знаю, в каком направлении движется американский кинематограф, но чувствую, что люди в бизнесе нервничают. Они ни в чем не уверены. Билеты в кино теперь такие дорогие, что публика должна заранее знать, чего ждать от фильма.”




Одной из главных особенностей Стивена Содерберга, как режиссёра, является его разнообразность. Он не чурается экспериментов и не боится браться за неизведанные доселе жанры кинематографа. Содерберг с одинаковым усердием может снимать всё, что угодно: от арт-хаусной биографической постановки “Кафка” до голливудского, дорогостоящего блокбастера “11 друзей Оушена”, от философсой притчи “Солярис” до драматического триллера о наркотиках “Траффик”. Также он с лёгкостью может стать продюсером того или иного фильма, а также периодически снимает многосерийные телепроекты для компании HBO. Не говоря уж о том, что он сам стоял за камерой и монтировал практически все свои фильмы, а для картины “Шизополис” ещё и написал музыку, а также сыграл в ней главную роль. Одним словом, мастер на все руки.

“Режиссеры бывают двух типов. У первых есть стиль. Они ищут материал, который подойдет им по стилю. Я - противоположность; я вижу материал, и думаю: так, кем же мне надо быть, чтобы сделать это? Я - хороший нейтрализатор для материала, который готов вот-вот превратиться во что-то ясное, раздражающее и прозаическое.”




Для своей работы оператором Стивен Содерберг зачастую использует псевдоним Питер Эндрюс. А если вы видите в титрах имя монтажёра Мэри Энн Бернард, то знайте, что это тоже Стивен. Впрочем, псевдонимы - это скорее не причуда Содерберга, а вынужденная необходимость. Например, Гильдия Сценаристов США по каким-то причинам запрещает своим членам занимать должности оператора и монтажёра, вот режиссёру и приходится выкручиваться.

В 1989 году Стивен Содерберг получил “Золотую Пальмовую Ветвь” Каннского кинофестиваля за фильм “Секс, ложь и видео” и стал самым молодым победителем в истории этого престижного европейского кинофорума. На тот момент режиссёру было всего 26 лет. На американской земле высшего признания Содерберг добился значительно позднее - в 2001-ом, и тут тоже не обошлось без своеобразных рекордов. Стивен стал вторым режиссёром в истории премии Оскар, который был номинирован на “Лучшего режиссёра” одновременно за два фильма - “Траффик” и “Эрин Брокович”. Содерберг боялся, что эти две номинации аннигилируют друг друга, однако заветная статуэтка за “Траффик” всё-таки попала ему в руки. Выйдя за ней на сцену, Содерберг немедленно установил ещё один рекорд - произнёс одну из самых коротких речей - всего около 130 слов. Спустя год, кстати, Содерберг был избран вице-президентом Гильдии Режиссёров США.

“Я стараюсь быть осторожным. Я не занимаюсь продвижением своего имени. Все, что способствует превращению имени в бренд - это риск, потому что люди устали от несомненных брендов.”




Перед премьерой своего последнего на данный момент художественного фильма “За канделябрами” Стивен Содерберг заявил, что принял решение перестать снимать фильмы и хочет заняться чем-либо другим. Однако, на пресс-конференции в Каннах, он слегка уточнил своё утверждение, сказав, что просто берёт перерыв и не знает точно, когда он закончится. Вскоре после этого он снял два сезона мгновенно ставшего популярным сериала “Больница Никербокер”, а в данный момент приписан к проекту “Клео”, в котором будет рассказываться о взаимоотношениях Клеопатры и двух её возлюбленных: Гая Юлия Цезаря и Марка Антония.

“Режиссер виноват во всем. Можете меня процитировать. У него нет оправдания.”




<<Список всех выпусков рубрики>>

Стивен Содерберг, Режиссёры, Вокруг_кино

Previous post Next post
Up