Сегодня мы вспомним об одном из самых известных и влиятельных советских режиссёров, о человеке, который вывел отечественный кинематограф на новый уровень, которого знали и любили признанные мировые звёзды кино и театра. Конечно же, это Андрей Тарковский.
Андрей Арсеньевич Тарковский родился в 1932 году в селе Завражье Ивановской области, однако вскоре его семья переехала жить в Москву. Его отец Арсений, знаменитый поэт и переводчик, бросил семью, когда Андрею было 3 года, и впоследствии режиссёр не раз подчёркивал тот факт, что всем, чего он добился в жизни, он обязан своей матери. В детстве помимо стандартной общеобразовательной школы Тарковский посещал также музыкальную и художественную, получая тем самым разностороннее творческое образование. После окончания школы, Тарковский два года отучился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако получил сотрясение мозга на физкультуре, после чего бросил учёбу. Ещё несколько лет он посвятил работе коллектора в научно-исследовательской экспедиции по тайге, где его, наконец, озарила мысль стать режиссёром.
По возвращению из экспедиции Тарковский подал документы по ВГИК и успешно поступил на режиссёрское отделение. Параллельно с учёбой Андрей занимался освоением мировой базы кинематографа: он постоянно смотрел фильмы Куросавы, Бунюэля, Бергмана. Тогда же он начал снимать свои первые короткометражки и познакомился со своим будущим другом и соавтором Андреем Кончаловским. Окончив ВГИК с отличием, Тарковский устроился на работу в Мосфильм, где сначала писал сценарии для фильмов и снимался в эпизодических ролях. Вскоре, ему подвернулся шанс, когда в тупик зашла постановка экранизации повести Богомолова “Иван”. Тарковский предложил свою кандидатуру на пост режиссёра и пообещал снять новый фильм под названием “Иваново детство” в оставшиеся сроки и со старым бюджетом. Предложение было принято, а Тарковского ожидал невероятный успех.
“Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают.”
Тарковский был известен своим невероятным упорством в достижении заданных целей, а также привычкой контролировать съёмочный процесс на всех его этапах, от написания сценария до финального монтажа. Сложный характер режиссёра не раз служил причиной конфликтов на съёмочной площадке. Особенно сильно это проявилось во время работы над картиной “Сталкер”, которую преследовали несчастья. Когда картина была уже на две третьих закончена, случился сбой проявочной машины и всё отснятая плёнка сгорела. Тарковский выкрутился, придумав, что фильм должен быть двухсерийным, после чего выбил из руководства дополнительный бюджет и приступил к съёмкам практически другой картины. Необходимая натура для фильма была найдена в окрестностях Таллина. Это был чрезвычайно загрязнённый район, что не остановило Тарковского. В итоге вся съёмочная группа подорвала своё здоровье, а исполнитель главной роли Кайдановский даже подрался с режиссёром на почве опасных условий труда, однако был прощён, а фильм всё-таки удалось доснять.
“Самое главное - следить за тем, чтобы не жить по одним стандартам, а творить - по другим. Ханжество никогда не было эффективной силой творчества.”
Взаимоотношения Тарковского с советской властью никогда не были тёплыми. В 1982 году с целью ускорения процесса съёмок, Тарковский выбрал Италию в качестве места работы над очередной своей картиной под названием “Ностальгия”. Через год после выхода этой ленты на экраны, Тарковский не получил от советских органов разрешения на продление пребывания за границей, на что немедленно последовал ответ режиссёра: “я остаюсь на Западе”. Свой последний фильм “Жертвоприношение” Тарковский снял в Швеции, во время работы над картиной он узнал о страшном диагнозе: рак лёгких. До самых последних своих дней режиссёр работал, не покладая рук, надеясь на скорейшее выздоровление. Но его надеждам не было суждено сбыться. Андрей Тарковский умер в 86 году в Париже, в предместье которого и был похоронен.
Первая значимая награда была вручена Тарковскому на Венецианском кинофестивале в 62 году. Это был “Золотой лев” за картину “Иваново детство”. Затем сразу пять картин Тарковского становились лауреатами Каннского кинофестиваля: “Андрей Рублёв”, “Солярис”, “Сталкер”, “Ностальгия” и “Жертвоприношение”. Единственным фильмом Тарковского, не замеченным европейскими кинокритиками, стала картина “Зеркало”.
Андрей Тарковский был и остаётся одним из самых популярных и заслуженных мастеров советского кинематографа. В любви к его фильмам в разное время признавались такие режиссёры, как Куросава и Бергман. Памяти Тарковского посвящали свои фильмы Ларс фон Триер, Вим Вендерс и Сергей Параджанов. Улицы имени Андрея Тарковского есть в городах Юрьевец, где режиссёр провёл военные годы, и Сергиев Посад. Тарковскому ставят памятники, его изображают на почтовых марках, его именем называют планеты.
“То, что я делаю в искусстве, основывается на моей вере в достоинство тех людей, к которым обращены мои фильмы, а также в достоинство, которым должен обладать художник.”
<<Список всех выпусков рубрики>>