Режиссёры: Пол Верховен

Nov 13, 2015 11:00


Сегодня мы вспомним об одном из самых ярких голландских режиссёров, который сначала смог завоевать популярность у себя на родине и затем и покорить Голливуд. О кинематографисте, чьи фильмы стали эталонными работами в жанре фантастики, о человеке, который проявил себя, как честный кинотруженик, не боящийся ни взлётов, ни падений. Его имя Пол Верховен.




Пол Верховен родился в Амстердаме в 1938 году. Его отец был школьным учителем, а мать шила шляпы. Во время войны семья Пола была вынуждена перебраться в Гаагу, что, однако, не избавило будущего режиссёра от созерцания всех ужасов военного времени. По окончании Гаагской Гимназии Верховен поступил в университет Лейдена, где изучал математику и физику. Параллельно с наукой, молодой человек заинтересовался кинематографом и стал часто посещать курсы Нидерландской киноакадемии. В начале 60-х Верховен стал работать на телевидении, где в течении 10 лет снимал документальные и игровые короткометражки.


В 69 году в жизни молодого режиссёра произошло знаменательное событие - он познакомился с актёром Рутгером Хауэром, который поразил Верховена своей непринуждённостью. Вместе они попробовали свои силы над сериалом “Флорис”, который вызвал достаточно благоприятную критику. За последующие 15 лет Верховен снял ещё 7 полнометражных фильмов, в четырёх из которых главная роль отошла именно Рутгеру Хауэру. Когда популярность режиссёра на внутреннем рынке стала неоспоримой, Верховен рискнул всем и решил перебраться в Голливуд. Риск был вознаграждён: сначала европейскому дарованию доверили снять фильм “Робокоп”, который стал кассовой бомбой 87 года, а затем на волне популярности вышли ещё две суперуспешные картины Верховена - “Вспомнить всё” и “Основной инстинкт”. Вот так, буквально за 5 лет голландскому режиссёру удалось покорить Голливуд.

“Если ты европейский режиссёр и твой родной язык не английский, очень тяжело быть в курсе всех его нюансов. Даже после пятидесяти или шестидесяти лет ты всё равно остаёшься чуточку отстающим.”




Одним из самых скандальных фильмов Верховена был и остаётся триллер 92 года “Основной инстикт”. Для начала картина вызвала резко негативную реакцию среди ЛГБТ-сообщества США в связи с тем, что она якобы содержит в себе отрицательные стереотипы о лесбиянках, которые изображаются в фильме хладнокровными убийцами. Затем в прессу просочились высказывания исполнительницы главной роли Шарон Стоун, в которых она заявляла, что не давала согласия на ту самую скандальную сцену во время допроса в полицейском участке. Якобы режиссёр попросил её снять нижнее бельё, потому что оно было слишком белым и выделялось под одеждой, а затем специально выбрал такой ракурс камеры, чтобы получился необходимый ему сексуальный эффект. Актриса сказала, что даже ударила Верховена по лицу, узнав об этом вероломстве. Сам режиссёр опроверг эту информацию, обвинив Стоун во лжи.

Практически все фильмы Пола Верховена обладают двумя ярко выраженными особенностями. Во-первых, в его картинах зачастую можно встретить острую критику США и их капиталистических ценностей. Верховен любит сгущать краски и заострять голливудские штампы до такой степени, что широкая публика начинает принимать их за чистую монету. К примеру, во время съёмок фильма “Звёздный десант” Верховен намеренно изобразил армию будущего в таком виде, чтобы критики поглупее смогли поругать его за якобы неприкрытый милитаризм, а поумнее - похвалить за антивоенную сатиру. Вторая яркая особенность фильмов Верховена, это большая концентрация насилия и секса. Режиссёр считает, что зрители любят мрачные и ужасные вещи, происходящие на экране. “Человек - плохое существо, которое не вынесет и пяти минут счастья” уверяет Верховен

“У людей есть странная убеждённость в том, что фильмы могут заставить человека быть жестоким. Я же считаю, что кино только лишь отражает жестокость общества.”




Голливудские продюсеры обращались к Полу Верховену с предложением стать режиссёром второй части “Основного инстинкта”, однако, из-за творческих разногласий Верховен отказался от этой работы. Он хотел, чтобы в паре с Шарон Стоун в фильме была ещё и вторая звезда, как, например, Майкл Дуглас в первой части, однако продюсер в целях экономии настаивал на том, чтобы актриса стала единственной приманкой для зрителя. Режиссёр отверг предложение и не прогадал - сиквел в прокате с треском провалился.

Несмотря на популярность, в копилке Пола Верховена не так уж и много престижных наград. В 88 году он стал “Лучшим режиссёром” по версии жюри премии “Сатурн” с фильмом “Робокоп”, а в 2006-ом он получил приз молодёжного кино за лучший иностранный фильм на Венецианском Кинофестивале. Это была картина “Чёрная книга”. Гораздо большей шумихи, пусть и негативного толка, Верховен добился с картиной “Шоугёлз” 96-ого года выпуска. Эта картина была отмечена в 13 номинациях антипремии “Золотая малина” и получила в итоге целых 8 позорных малинок, в том числе и как “Худший фильм года”. Забавно, что Пол Верховен стал первым режиссёром, который лично приехал на церемонию вручения, чтобы забрать свои призы, чем вызвал немалую долю уважения в киносреде.

“Чем быстрее мы признаем нашу тягу к злу, тем меньше в нас будет склонности к уничтожению себе подобных”




<<Список всех выпусков рубрики>>

Режиссёры, Пол Верховен, Вокруг_кино

Previous post Next post
Up