Сегодня наш герой - один из самых заметных, независимых и скандальных европейских режиссёров, его фильмы - это всегда провокация, журналисты боятся брать у него интервью, опасаясь очередной безумной выходки, а мировые звёзды мечтают принять участие в съёмках любой из его новых картин. Имя этого режиссёра - Ларс фон Триер.
Ларс Триер родился в 1956 году в столице Дании Копенгагене. Благодаря своей матери Ингер Триер, которая разделяла идеи так называемого “свободного” воспитания, он рано научился ответственности и самостоятельности и уже с 11 лет точно знал, чем будет заниматься. Именно тогда он создал свой первый фильм - минутную мультипликационную ленту “Путешествие в Тыквенную страну”. Ингер Триер, поддерживала увлечения сына, подарила ему 8-миллиметровую камеру и помогала обучаться монтажу, принося с работы старые плёнки. Ларс Триер даже бросил школу, чтобы полностью посвятить себя миру кино. В 12 лет он снялся в фильме Томаса Виндинга “Тайное лето”, после чего ему было разрешено остаться на студии в качестве добровольного технического помощника.
Достигнув семнадцатилетнего возраста, Триер попробовал поступить в Копенгагенскую национальную киношколу, но его постигла неудача. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей и одновременно с этим по протекции дяди устроился в Датский кинофонд, где в свободное от работы время снимал короткометражные картины, которые через 5 лет позволили Триеру попасть в киношколу со второй попытки. Его дипломной работой стал фильм “Элемент преступления”, который завоевал Главную награду на Мюнхенском кинофестивале. Затем Триер начал стремительно набирать популярность, выпустив такие фильмы, как “Эпидемия” и “Европа”. Финальную точку в процессе превращения Триера в мировую звезду поставил телесериал “Королевство”, который критики называли не иначе, как “европейским ответом Твин Пиксу”
«Я думаю не о публике, а о себе. Если снимаю комедию, то стараюсь сделать ее смешной. Ведь если мне самому не смешно, то зритель тоже не засмеется»
Приставку “фон” к своему имени Триер начал добавлять сразу же после поступления в Национальную Киношколу. Подобный псевдоним возник из стремления режиссёра как-то выделяться, ведь что имя Ларс, что фамилия Триер не являются редкими на территории Дании. В пример он приводил знаменитых кинематографистов Эрика фон Штрогейма и Йозефа фон Штернберга, которые таким же образом изменили свои имена, что никоим образом не помешало их карьере в Голливуде.
Фильмам Триера присущ особенный визуальный авторский стиль - сочетание монохромной мрачности картин нуар с элементами германского импрессионизма. Также Триер тяготеет к минимализму в выразительных средствах. Особенно ярко это проявилось в ленте “Догвилль”, в которой все декорации представляют собой картонные стены и нарисованные на полу мелом предметы. Однако, ещё задолго до этой картины, Триер начал пропагандировать собственноручно написанный манифест под названием “Догма 95”. Согласно этому документу, режиссёры, поставившие под ним подпись, обязуются снимать фильмы, не пользуясь декорациями, искусственным освещением, музыкальным сопровождением, специальной операторской техникой и фильтрами. Также запрещается совершать на экране мнимые убийства, переносить действие фильма в другую эпоху или страну и упоминать своё имя в титрах. Сам Триер снял только один фильм, который удовлетворяет всем этим условиям - “Идиоты”. Однако и по сей день находятся режиссёры, готовые бросить вызов современным стандартам и шаблонам.
«Догма 95» задумывалась с тем, чтобы освежить атмосферу кино, помочь ему вернуть утраченное простодушие»
Ларс фон Триер никогда не был любителем говорить о себе и о своих фильмах с журналистами. Отвечая на неудобные вопросы, Триер предпочитает отшучиваться, что однажды вышло ему боком. На пресс-конференции, посвящённой показу его нового фильма “Меланхолия” на Каннском фестивале, отвечая на вопрос о своих немецких корнях, Триер не смог вовремя остановить поток своего остроумия и договорился до того, что понимает Гитлера и считает себя нацистом. Любому кто видел этот момент на видео понятно, что Триер попросту неудачно пошутил, однако под давлением американских СМИ дирекция фестиваля объявила Триера персоной нон-грата и изгнала его с церемонии вручения.
По иронии судьбы, чаще всего Триер получал награды именно на Каннском Кинофестивале, с которого его так бесславно прогнали. Три его картины: “Элемент преступления”, “Европа” и “Рассекая волны”, становились лауреатами технических премий и призов жюри. А фильму “Танцующая в темноте” так и вовсе досталась “Золотая Пальмовая Ветвь”.
«Я не люблю провокативность ради провокативности. Пустая провокация бессмысленна. Однако, если ваша провокация вызывает раздраженную реакцию, это верный признак того, что вы попали в цель»
P.S. Понял, что не хочу проставлять ссылки на страницы с фильмами на новом Кинопоиске. Печально всё это, конечно
<<Список всех выпусков рубрики>>