Сегодня мы поговорим о современном американском режиссёре, которому всегда удавалось нащупать тонкую грань между визуальным богатством картинки и глубоким смысловым наполнением сюжета, о человеке, от которого всегда ждут чего-то нового и неизведанного. Речь пойдёт о кудеснике пера и камеры Терри Гиллиаме.
Терри Гиллиам родился в 40 году в Миннеаполисе. Его отец сначала работал продавцом в кофейном магазине, а после решил стать плотником, попутно прививая сыну любовь к упорному творческому труду. В 12 лет Терри с семьёй переехал в Калифорнию, где мгновенно стал одним из лучших учеников высшей школы Бирмингема. Затем Терри Гиллиам поступил в Западный Колледж, где получил диплом политолога. Выбор этого факультета был связан с тем, что здесь нужно было изучать всего четыре предмета, таким образом, у Терри оставалось много времени на творчество.
Гиллиам с раннего детства много рисовал: в основном, это были карикатуры на различных знаменитостей. Так что не удивительно, что после университета Терри устроился на работу карикатуристом в нью-йоркский журнал “Help!”. Оттрубив там три года, Гиллиам согласился на предложение от одного из британских журналов и переехал в Лондон. Вскоре приятель Терри актёр и сценарист Джон Клиз смог устроить его на телевидение, где Гиллиам начал делать анимационные заставки для детских передач. Тогда-то он и познакомился со знаменитой творческой группой “Монти Пайтон”, постепенно став её полноправным участником. Вместе они сняли несколько популярных комедий, однако сольный успех пришёл к Терри Гиллиаму только спустя десятилетие, уже после распада “Монти Пайтон” В 85 году на экраны вышла его антиутопия под названием “
Бразилия”, которая мгновенно и прочно вошла в классику мирового кинематографа.
“Я люблю ремесла, настоящее искусство - это и есть ремесло. Современное искусство меня не интересует, меня интересуют люди, которые действительно умеют рисовать и ваять. А вот люди, которые работают с концептуальными идеями, для меня никакого интереса не представляют.”
Терри Гиллиам - один из тех режиссёров, которые находятся в постоянной конфронтации со студийными боссами. После завершения съёмок фильма “
Бразилия”, руководство компании Universal, которая занималась распространением картины на территории США, сочло новую ленту Гиллиама слишком длинной и мрачной и посоветовало режиссёру изменить финал. Терри отказался подчиниться этим требованиям, в результате студия отправила фильм на полку, где он пролежал почти год. В конечном итоге продюсеры и режиссёр пришли к компромиссу, но финал всё-таки пришлось переделать. В другой раз, Гиллиам попал в финансовую ловушку, оказавшись без денег посреди процесса съёмок фильма “
Братья Гримм”. В итоге на помощь пришли известные продюсеры Вайнштейны. Они дали денег и тут же начали контролировать каждый шаг Гиллиама, который и по сию пору считает этот опыт самым неприятным в своей творческой карьере.
“Когда процесс близится к завершению, ты уже страшно устал. Ты сомневаешься, всё ли работает и точно ли ты выразил свои мысли, и в этот момент повлиять на тебя очень просто. Студийное начальство - это, как правило, нервные и запуганные люди. Если сдашься и последуешь их советам, то допустишь большую ошибку. Я стараюсь этого избегать”
В 2000 году Гиллиам приступил к съемкам масштабной картины по мотивам произведения Сервантеса “Дон Кихот”. К этому проекту он шёл долгие годы: сам написал сценарий и вложился в бюджет. Дона Кихота и его верного слугу Санчо Пансу должны были сыграть Жан Рошфор и Джонни Депп. Однако, проект оказался “проклятым”. Уже на второй день съёмок наводнение уничтожило дорогостоящее оборудование и испортило съёмочные локации, а спустя некоторое время тяжелейшую травму спины получил исполнитель главной роли Жан Рошфор. Поскольку Гиллиам попросту не видел никого другого в этом образе, съёмки фильма решено было приостановить. Впрочем совсем недавно проект, кажется, вновь ожил, на этот раз под названием "
Человек, который убил Дон Кихота". Главную роль должен сыграть Джон Хёрт. В данный момент ведётся подготовительный процесс.
Во время съёмок фильма “
Воображариум доктора Парнаса” Терри Гиллиам вновь оказался в затруднительном положении. В разгар творческого процесса трагическим образом умер исполнитель главной роли Хит Леджер, и казалось, что картина обречена. Не зная, что делать, Гиллиам обратился за помощью к своему другу актёру Джонни Деппу. Обдумав эту ситуацию, они нашли выход из тяжёлого положения и придумали способ обойти препятствие. Так, благодаря, Гиллиаму и Деппу мир увидел последнюю роль Хита Леджера.
“С ним всегда было ужасно весело. И с Джонни Деппом тоже. Они излучают радость и заражают ею всех, кто находится рядом. Потому что на самом деле они очень умные ребята, готовятся очень серьезно, копаются в своих персонажах, вживаются в роль, а потом просто отбрасывают всю эту шелуху - и поехали. Мотор, игра началась!”
В 2006 году коренной американец Терри Гиллиам отказался от гражданства США, став стопроцентным британцем по паспорту. Своё решение он объяснил недовольством от политики Джорджа Буша младшего и современными американскими законами.
В копилке Терри Гиллиама не так уж и много наград. Он получал Серебряного Льва Венецианского фестиваля за фильм “
Король-рыбак”, несколько раз был номинирован на “Золотую Пальмовую Ветвь” в Каннах, и был представлен на премии Оскар в номинации “Лучший сценарий” за фильм “
Бразилия”. В 2011 году Гиллиам получил премию Европейской киноакадемии в категории "Лучший короткометражный фильм" за ленту "
Целое семейство". Среди обычных зрителей большой популярностью также пользуется картина Гиллиама "
12 обезьян"
“Для сумасшедшего нет ничего хуже лечения. Творческое безумие помогает мне отдавать долги, так зачем от него избавляться?”
<<Список всех выпусков рубрики>>