Режиссёры: Луис Бунюэль

Sep 11, 2015 11:19


Сегодня мы поговорим о гении сюрреализма, о режиссёре, которого ненавидели и которым восхищались, о знаменитом испанском кинематографисте Луисе Бунюэле.





Луис Бунюэль Портолес родился в 1900 году в маленьком испанском городке Каланда. Детство будущего режиссёра ни в коем случае нельзя назвать счастливым. Он рос в грязи и смраде. Одним из первых детских воспоминаний Бунюэля стал труп осла на дороге, увиденный во время прогулки с отцом. С той поры Луис был одержим смертью и животными. Во дворе родительского дома он устроил зверинец и с любопытством наблюдал за жизнью своих питомцев, среди которых были крысы, обезьяна, попугай, змеи и ящерицы. Другим немаловажным аспектом взросления Бунюэля стала религия. Луис посещал школу, в которой всем заправляли иезуиты, что для учеников означало догматическое религиозное воспитание и ни секунды уединения. Бунюэль смог вырваться из этой клоаки только в 16 лет, когда отверг веру своих родителей и поступил в Мадридский университет, где примкнул к обществу сюрреалистов.

Получив высшее образование, будущий режиссёр иммигрировал в Париж и взялся за камеру. Тогда же он познакомился с великим художников Сальвадором Дали, который помог ему снять шестнадцатиминутный до предела сюрреалистичный фильм “Андалузский пёс”. На премьере этой картины у Луиса Буньюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь возможность отбиться от разъярённых зрителей. Опасения режиссёра оказались напрасными - он стал широко известен в узких кругах и смог продолжить свою карьеру.

“Мне посчастливилось провести свое детство в средневековье, в мучительную и изысканную эпоху, как писал Гюисманс. Мучительную своей материальной стороной, изысканную - духовной. Сегодня все происходит как раз наоборот.”




Сюрреалистические фильмы Луиса Бунюэля всегда были наполнены причудливой смесью образов и аллегорий, многие из которых зачастую вызывали негодование у представителей католической церкви. Фильм “Золотой век”, снятый в 30 году наделал много шума. Церковь резко осудила эту издевательскую смесь религиозных и эротических образов, а показ картины в кинотеатрах спровоцировал зрителей на бурное выражение протеста. Спустя 30 лет Бунюэль снял картину “Виридиана”, которая больше всего запомнилась обществу визуальной пародией на “Тайную вечерю”. Ватикан заклеймил эту ленту, как “оскорбление христианства” и запретил к показу в Италии.

Неудивительно, что Луис Бунюэль являлся обладателем огромного списка различных фобий, маний и неврозов. Он ненавидел телефон и пользовался им только в крайних случаях. Ему категорически не нравился тёплый климат, что странно, учитывая, что по большей части Бунюэль жил в Испании и Мексике. Он публично заявлял о своём неприятии пустынь, пляжей, а также арабской, индийский и, в особенности, японской цивилизаций. Бунюэль жутко боялся оказаться объектом наблюдения во время занятий любовью и постоянно передвигал мебель, блокируя двери и замочные скважины. Кроме того он был ярым поборником пунктуальности и мог выставить за дверь друзей, если они опаздывали на приём хоть на минуту.

“Я люблю пунктуальность. Вероятно, это мания. Не помню, чтобы я куда то опоздал. Если я приходил раньше времени, то расхаживал поблизости, пока не наступала минута стучать в дверь.”




Луис Бунюэль слыл непримиримым гомофобом, постоянно подвергая нападкам представителей нетрадиционной ориентации, не гнушаясь вступать с ними в драки и потасовки. В конечном итоге это обернулось для него трагедией. На премьере последнего фильма Бунюэля “Этот смутный объект желания” в Сан-Франциско в кинотеатре взорвалась бомба. В наступившем хаосе вандалы выкрали четыре бобины с фильмом и разукрасили стены надписями “На этот раз ты зашёл слишком далеко”. Режиссёра этот поступок привёл в недоумение, ведь в его фильме ни разу не была затронута эта щепетильная тема.

Луиса Бунюэля с детства влекло огнестрельное оружие. В 14 лет он украл маленький браунинг своего отца и угрожал им нападавшим на него хулиганам. Повзрослев, режиссёр хранил у себя в кабинете большую коллекцию оружия и постоянно упражнялся в стрельбе, разряжая обоймы в специальный металлический ящик. В итоге он научился столь метко стрелять, что в 68 году его пригласили на Олимпийские игры в качестве почётного капитана мексиканской сборной по стрельбе.

“Случалось, я доставал здоровенный отцовский револьвер и тренировался в стрельбе за городом. Я просил товарища по имени Пелайо расставить руки и держать в каждой из них яблоко или консервную банку и стрелял. Кажется, я ни разу не попал ни в яблоко, ни в руку.”

Луис Бунюэль является обладателем всех самых престижных мировых премий. В его коллекции имеется и “Золотая пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля за фильм “Виридиана”, и “Золотой лев” Венеции за “Дневную красавицу”, и Оскар в номинации “Лучший фильм на иностранном языке” за “Скромное обаяние буржуазии”, плюс ещё несколько десятков различных наград.

“Если бы мне сказали: «Тебе остается жить двадцать лет. Чем бы ты заполнил двадцать четыре часа каждого оставшегося тебе жить дня?», я бы ответил; «Дайте мне два часа активной жизни и двадцать два часа для снов - при условии, что я смогу их потом вспомнить», - ибо сон существует лишь благодаря памяти, которая его лелеет.”




<<Список всех выпусков рубрики>>

Луис Бунюэль, Режиссёры, Вокруг_кино

Previous post Next post
Up