Сегодня мы поговорим о гении сюрреализма, о режиссёре, которого ненавидели и которым восхищались, о знаменитом испанском кинематографисте Луисе Бунюэле.
Луис Бунюэль Портолес родился в 1900 году в маленьком испанском городке Каланда. Детство будущего режиссёра ни в коем случае нельзя назвать счастливым. Он рос в грязи и смраде. Одним из первых детских воспоминаний Бунюэля стал труп осла на дороге, увиденный во время прогулки с отцом. С той поры Луис был одержим смертью и животными. Во дворе родительского дома он устроил зверинец и с любопытством наблюдал за жизнью своих питомцев, среди которых были крысы, обезьяна, попугай, змеи и ящерицы. Другим немаловажным аспектом взросления Бунюэля стала религия. Луис посещал школу, в которой всем заправляли иезуиты, что для учеников означало догматическое религиозное воспитание и ни секунды уединения. Бунюэль смог вырваться из этой клоаки только в 16 лет, когда отверг веру своих родителей и поступил в Мадридский университет, где примкнул к обществу сюрреалистов.
Получив высшее образование, будущий режиссёр иммигрировал в Париж и взялся за камеру. Тогда же он познакомился с великим художников Сальвадором Дали, который помог ему снять шестнадцатиминутный до предела сюрреалистичный фильм “
Андалузский пёс”. На премьере этой картины у Луиса Буньюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь возможность отбиться от разъярённых зрителей. Опасения режиссёра оказались напрасными - он стал широко известен в узких кругах и смог продолжить свою карьеру.
“Мне посчастливилось провести свое детство в средневековье, в мучительную и изысканную эпоху, как писал Гюисманс. Мучительную своей материальной стороной, изысканную - духовной. Сегодня все происходит как раз наоборот.”
Сюрреалистические фильмы Луиса Бунюэля всегда были наполнены причудливой смесью образов и аллегорий, многие из которых зачастую вызывали негодование у представителей католической церкви. Фильм “
Золотой век”, снятый в 30 году наделал много шума. Церковь резко осудила эту издевательскую смесь религиозных и эротических образов, а показ картины в кинотеатрах спровоцировал зрителей на бурное выражение протеста. Спустя 30 лет Бунюэль снял картину “
Виридиана”, которая больше всего запомнилась обществу визуальной пародией на “Тайную вечерю”. Ватикан заклеймил эту ленту, как “оскорбление христианства” и запретил к показу в Италии.
Неудивительно, что Луис Бунюэль являлся обладателем огромного списка различных фобий, маний и неврозов. Он ненавидел телефон и пользовался им только в крайних случаях. Ему категорически не нравился тёплый климат, что странно, учитывая, что по большей части Бунюэль жил в Испании и Мексике. Он публично заявлял о своём неприятии пустынь, пляжей, а также арабской, индийский и, в особенности, японской цивилизаций. Бунюэль жутко боялся оказаться объектом наблюдения во время занятий любовью и постоянно передвигал мебель, блокируя двери и замочные скважины. Кроме того он был ярым поборником пунктуальности и мог выставить за дверь друзей, если они опаздывали на приём хоть на минуту.
“Я люблю пунктуальность. Вероятно, это мания. Не помню, чтобы я куда то опоздал. Если я приходил раньше времени, то расхаживал поблизости, пока не наступала минута стучать в дверь.”
Луис Бунюэль слыл непримиримым гомофобом, постоянно подвергая нападкам представителей нетрадиционной ориентации, не гнушаясь вступать с ними в драки и потасовки. В конечном итоге это обернулось для него трагедией. На премьере последнего фильма Бунюэля “
Этот смутный объект желания” в Сан-Франциско в кинотеатре взорвалась бомба. В наступившем хаосе вандалы выкрали четыре бобины с фильмом и разукрасили стены надписями “На этот раз ты зашёл слишком далеко”. Режиссёра этот поступок привёл в недоумение, ведь в его фильме ни разу не была затронута эта щепетильная тема.
Луиса Бунюэля с детства влекло огнестрельное оружие. В 14 лет он украл маленький браунинг своего отца и угрожал им нападавшим на него хулиганам. Повзрослев, режиссёр хранил у себя в кабинете большую коллекцию оружия и постоянно упражнялся в стрельбе, разряжая обоймы в специальный металлический ящик. В итоге он научился столь метко стрелять, что в 68 году его пригласили на Олимпийские игры в качестве почётного капитана мексиканской сборной по стрельбе.
“Случалось, я доставал здоровенный отцовский револьвер и тренировался в стрельбе за городом. Я просил товарища по имени Пелайо расставить руки и держать в каждой из них яблоко или консервную банку и стрелял. Кажется, я ни разу не попал ни в яблоко, ни в руку.”
Луис Бунюэль является обладателем всех самых престижных мировых премий. В его коллекции имеется и “Золотая пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля за фильм “
Виридиана”, и “Золотой лев” Венеции за “
Дневную красавицу”, и Оскар в номинации “Лучший фильм на иностранном языке” за “
Скромное обаяние буржуазии”, плюс ещё несколько десятков различных наград.
“Если бы мне сказали: «Тебе остается жить двадцать лет. Чем бы ты заполнил двадцать четыре часа каждого оставшегося тебе жить дня?», я бы ответил; «Дайте мне два часа активной жизни и двадцать два часа для снов - при условии, что я смогу их потом вспомнить», - ибо сон существует лишь благодаря памяти, которая его лелеет.”
<<Список всех выпусков рубрики>>