Сегодня мы поговорим о человеке, который вывел японскую анимацию на новый уровень восприятия, создав несколько потрясающих визуальных шедевров покоривших мир своей красотой, аутентичностью и глубоким внутренним содержанием. Разумеется, речь идёт о прославленном аниматоре Хаяо Миядзаки.
Хаяо Миядзаки родился в 41 году в пригороде Токио. Хотя его детство пришлось на военные и послевоенные годы, семья находилась в относительно благополучном положении, так как отец и дядя Хаяо были директором и хозяином авиационного завода, производившего крылья для истребителей. Во время обучения в школе Миядзаки интересовался рисованием комиксов и современной мультипликацией, особенно сильно его поразил первый в Японии цветной мультфильм “
Легенда о белой змее”. Однако Миядзаки не планировал связывать с анимацией свою жизнь и поступил на экономическое отделение престижного японского университета Гакусюин. Тем не менее, после окончания университета, Миядзаки понял, что от судьбы не уйдёшь и устроился работать на киностудию “Тоэй”. Там он встретился с подающим надежды режиссёром
Исао Такахатой, который включил Хаяо в свою команду и привлёк к проекту под названием “
Храбрый солнечный принц”.
Следующие 15 лет Миядзаки работал в тесной связке с Такахатой: основным родом их деятельности было производство различных мультипликационных телесериалов. При этом Хаяо продолжал совершенствовать свой собственный стиль, в свободное от работы время рисуя разнообразные комиксы и манги - романы в картинках. Один из них назывался “
Навсикая из долины ветров” и в 1982 году Миядзаки удалось договориться о его публикации в журнале “Анимэйдж”. Издатели поставили ему условие не экранизировать "Навсикаю", однако успех романа был так велик, что вскоре они сами попросили снять пятнадцатиминутный эпизод. Миядзаки отказался делать фильм длиной меньше часа, и, в конце концов, было принято решение о полнометражной, двухчасовой картине, которая и положила начало невероятному успеху Хаяо Миядзаки. Вскоре после выхода "Навсикая из долины ветром" Миядзаки и Такахато основали студию "Ghibli", продукция которой на долгие годы стала гарантом качества.
“Я полагаю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Потом, когда они начинают взрослеть, доставшаяся им память становится все более и более недосягаемой. Поэтому больше всего на свете я хочу сделать фильм, который способен разбудить в людях эту память. Если я сделаю это, я точно смогу умереть счастливым.”
Хаяо Миядзаки называет себя режиссёром семейных фильмов. В его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие принципы. При этом Миядзаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации очевидностей, а сюжет - к пересказу банальностей. Ему всегда удаётся построить захватывающую историю, при этом не привязанную к японской культуре, а потому интересную не только в Японии, но и за ее пределами. Особенно тёплое и домашнее впечатление от его мультфильмов достигается за счёт использования ручной анимации. Миядзаки не то, чтобы является противником компьютерной графики, однако по мере возможностей старается соблюдать старые традиции. Даже когда в дело вступают сотрудники компьютерного отдела, они всегда получают от Миядзаки указание работать неаккуратно и не стремиться к идеальным линиям.
“Я признаю: рисованная анимация умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.”
Хаяо Миядзаки всегда тепло относился к советской анимации, признавая гениальность наших мультипликаторов. В одном из своих интервью на вопрос “кем из режиссёров вы восхищаетесь”, Миядзаки ответил, что считает замечательным художником
Юрия Норштейна - автора мультфильма “
Ёжик в тумане”. Также он не отрицает, что прообразом ходячего замка из одноимённого мультфильма послужила русская народная избушка на курьих ножках.
В мультфильмах Хаяо Миядзаки довольно часто можно увидеть различные механические приспособления, будь то прототип реального самолёта конца 20-х годов, или же какой-нибудь невероятный трёхмоторный дирижабль с паровым двигателем. Но каким бы невозможным не казалось то или иное приспособление, можно не сомневаться, что его дизайн разработан лично режиссёром, и что оно имеет под собой реальное физическое и механическое обоснование, подробно изложенное в соответствующих чертежах. Многие профессиональные инженеры не раз подтверждали удивительную способность Миядзаки конструировать механизмы на грани фантазии и реальности.
“Я готов признать любого механического монстра, лишь бы это была настоящая машина, которую герой строит или, по крайней мере, умеет починить, а не просто запрыгивает внутрь и побеждает всех врагов”
Больше всего наград Хаяо Миядзаки удалось получить в 2003 году с мультфильмом “
Унесённые призраками”. Тогда ему достался Оскар, “Золотой медведь” Берлинского кинофестиваля и ещё несколько менее престижных наград. Спустя два года ему был вручен “Золотой лев” Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф. В 2014 году Хаяо попал в номинанты на получение премии Оскар со своим последним мультфильмом "
Ветер крепчает", после которого мастер решил уйти на заслуженную пенсию. Ещё спустя год Миядзаки достался "Почётный Оскар".
“Я не люблю читать рецензии. Я люблю смотреть на зрителей.”
<<Список всех выпусков рубрики>>