Борис Акунин. "Алмазная колесница", "Кладбищенские истории"

Mar 17, 2015 11:10



Название: Алмазная колесница
Серия: Приключения Эраста Фандорина
Год выхода:  2003

Синопсис: Том 1, "Ловец стрекоз". 1905 год. 50-летний Эраст Фандорин во время русско-японской войны соглашается возглавить службу безопасности железной дороги после чего вступает в тяжелейшее противостояние с японским диверсантом. Том 2, "Между строк". 1878 год. Молодой Эраст Фандорин прибывает в Японию для несения дипломатической службы. Разумеется, он тут же ввязывается в расследование заговора против министра Окубо, влюбляется в местную красотку и спасает от смерти паренька-якудза.

Моё мнение: Несмотря на то, что формально книга состоит из двух томов, главным из них и по "хронометражу" и по содержанию является второй из них. Действие этой части романы происходит аккурат между событиями книг "Левиафан" и "Смерть Ахиллеса". Сам Акунин как-то говорил, что намеренно пропустил эти шесть лет из жизни своего героя в связи с, так сказать, плохим знанием местности. Поднаторев в изучении Японии и даже пожив там какое-то время, Акунин наконец восполнил пробел, причём в самым блестящим образом.

"Алмазная колесница" - это лучшее произведение всего "фандоринского" цикла, на мой взгляд, конечно же. Первый том, впрочем, вполне стандартный - супермен Фандорин гоняется за не менее суперменистым злодеем, в общем-то ничего особенного. Зато второй, более обширный том - просто отличный. Динамичный, разнообразный, с резкими сюжетными поворотами, японским очарованием, классными второстепенными персонажами, не приторной любовной линией. Один минус - слишком уж быстро читается, оторваться невозможно. На мой взгляд, именно в этой книге Акунин достиг пика своего мастерства.

Оценка: 10 из 10

Из храма вышел Суга, держа в руках три узелка.
- Больше ничего нет, - сказал он. - Мастера обыска потом поищут тщательней. Может, найдут какой-нибудь тайник. Хотелось бы знать, кто помогал этим злодеям, кто снабдил их новыми мечами. О, мне есть о чем потолковать с господином Сэмуси! Я допрошу его лично. - И вице-интендант улыбнулся так плотоядно, что Эраст Петрович засомневался, будет ли допрос проведен в соответствии с цивилизованными нормами. - Всех ждут награды. Вас, Фандорин-сан, высокий орден. Может быть, даже… Миро! - вдруг закричал генерал, показывая на Сэмуси пальцем. - Хами!!!
Титулярный советник увидел, что деревяшка уже не торчит у Горбуна между зубов, а висит на тесемке. Инспектор кинулся к пленнику, но поздно - тот широко разинул рот, с рычанием сомкнул челюсти, и на его голую грудь хлынул густой красный поток.
Раздался истошный рев, перешедший в судорожное бульканье. Суга и Асагава разжали самоубийце зубы, напихали в рот тряпок, но было ясно, что кровь не остановить. Пять минут спустя Сэмуси перестал стонать, затих.
На Асагаву было жалко смотреть. Он кланялся то своему начальнику, то Фандорину, твердил, что не понимает, как арестованному удалось перегрызть веревку, что, видно, веревка была недостаточно крепкой, и что это его, Асагавы, вина - плохо проверил.
Генерал послушал-послушал, да и махнул рукой. Его голос звучал утешающе, Фандорин разобрал знакомое слово «акунин».
- Я говорю, что настоящего злодея живым не возьмешь, как ни старайся, - перевел сам себя Суга. - Когда у человека крепкая хара, с ним ничего не сделаешь. Но задание все равно выполнено. То-то министр обрадуется, ему до смерти надоело сидеть взаперти. За эти пять дней он измучился и нас всех измучил. Великий человек спасен, Япония будет благодарна за это и России, и лично вам, господин вице-консул.


Название: Кладбищенские истории
Серия: -
Год выхода: 2005

Синопсис: В книгу входит 6 эссе авторства Григория Чхартишвили о шести старых кладбищах в разных части света, а также 6 раcсказов литературного альтер-эго писателя Бориса Акунина, события в которых происходят на тех же погостах.

Моё мнение: Если говорить о книге в целом, то мне она понравилась, причём как на уровне идеи, так и на уровне реализации. Честно говоря, я побаивался, что документальные очерки о кладбищах будут несколько скучноваты, но как бы не так - некоторые из них оказались даже интереснее своих художественных визави. Рассматривать эссе Чхартишвили по отдельности нет смысла - они все написаны примерно одинаковым языком и в целом составляют интересное исследование шести закрытых для захоронений кладбищ, на которых покоятся и известные личности и простые люди.

А вот рассказы - тут да, некоторые получше, некоторые похуже:
1) Губы-раз, зубы-два (Старое Донское Кладбище, Москва) - типичная, средняя "страшилка", единственным достоинством которой является то, что мне стала интересна личность Салтычихи, и я прочитал о ней статью в Википедии. 7 из 10
2) Материя первична (Хайгейтское кладбище, Лондон) - ниже среднего. Умерший Карл Маркс, конечно, может быть вампиром, почему бы и нет, но написано не очень. 6 из 10
3) Дай мне поцеловать твои уста (Кладбище Пер-Лашез, Париж) - а вот это прикольно. Интригующая такая "страшилка", чем-то Эдгара Аллана По напомнило. 8 из 10
4) Сигумо (Иностранное кладбище, Иокогама) - в этом рассказе есть Эраст Фандорин, и этим практически всё сказано. Хорошо получилось. 8 из 10
5) Unless (Грин-Вуд, Нью-Йорк) - лучший рассказ сборника в стиле Стивена Кинга, то есть мистика пополам с социальным подтекстом. 9 из 10
6) Хэппи-енд (Еврейское кладбище на Масличной горе, Иерусалим) - тоже занятно, этакая футуристическая то ли утопия, то ли антиутопия. Прикольно написано. 8 из 10

Общая оценка: 8 из 10

Кладбища в мегаполисах обычно живут недолго: ровно столько, сколько нужно, чтобы заполнить могилами выделенную под погост территорию, да еще полсотни лет, пока не вымрут те, кто приходил сюда ухаживать за надгробьями. Через каких-нибудь сто-полтораста лет поверх костей нарастет слой земли, на ней раскинутся площади или встанут дома, а на окраинах расширившегося Города появятся новые некрополи.
Мертвецы - наши соседи и сожители. Мы ходим по их костям, пользуемся выстроенными для них домами, разгуливаем под сенью посаженных ими деревьев. Мы и наши мертвые не мешаем друг другу.
Под Парижем несколько лет назад было обнаружено целое царство кадавров - катакомбы, где лежат миллионы и миллионы прежних парижан, чьи останки были некогда перенесены туда с городских кладбищ. Любой может доехать до станции Данфер-Рошро, спуститься в подземелье и обозреть бескрайние ряды черепов, представить собственный где-нибудь в уголочке, в семнадцатом ряду сто шестьдесят восьмым слева и, возможно, внести некоторую корректировку в масштабирование своей личности.

Эраст Фандорин, Книги, Борис Акунин

Previous post Next post
Up