Название: Пелагия и белый бульдог
Серия:
Провинціальный детективъГод выхода: 2000
Синопсис: Дело происходит в XIX веке в маленьком губернском городе Заволжске. Архиерей отец Митрофаний получает от своей тётки письмо - мол кто-то вознамерился извести со свету трёх её любимых и достаточно ценных бульдогов, одного из которых уже отравили. Митрофаний отправляет в поместье тётки Пелагию - монашку, склонную к распутыванию всяческих каверз. Сам же отец пытается придумать план, как противостоять козням столичного синодального инспектора Бубенцова.
Моё мнение: В целом, серия про Пелагию мне нравится больше, чем про
Николаса Фандорина. Во-первых, это практически единственный цикл у Акунина, который никак не связан с остальными, во-вторых, благодаря церковной принадлежности главных героев эти книги написаны каким-то совсем уж запредельно цветасто-витиеватым, но при этом благородным и интересным языком. Да и образы главных героев серии получились очень "внусными" - и отец Митрофаний, и сама Пелагея, и их верный помощник Матвей Бенцианович Бердичевский.
Что касается конкретно этой книги, то она, по моему мнению, самая слабая из трёх. Да, мы только знакомимся с героями и только начинаем проникаться языком, которым написана книга, но сюжет-то скучноват - затянут, размыт, неровен. Средней руки детективчик, по большому счёту. Если бы не общая уютно-провинциальная атмосфера, то и вовсе книга бы не удалась.
Экранизации:
Пелагия и белый бульдог (2009). К моему большому сожалению, экранизирована была только первая, самая слабая, из трёх книг про Пелагию. Язык и слог, разумеется, при экранизации потерялся, образы тоже частично. А вот троечный сюжет остался. Получился средний сериал, не лишённый впрочем и своих достоинств. В главных ролях Кутепова, Феклистов, Усатова, Дарья Мороз, Матвей Матвеев, Александр Сирин - набор более, чем крепкий.
Оценка: 7 из 10
На первой же версте Пелагии повезло - подсадил на телегу старичок крестьянин. Дороги у нас в губернии новые, ровные, едешь - будто по льду скользишь, и докатила Пелагия на мягком сене с полным комфортом до самого поворота с Астраханского шляха на Дроздовку.
Тут, на самой развилке, было еще одно предзнаменование, да такое, что хуже уж и не придумаешь. Сойдя с телеги и благословив старичка. Пелагия увидела в стороне кучку людей, столпившихся возле какой-то повозки и что-то там молчаливо разглядывавших. По прирожденному любопытству не могла сестра пройти мимо такого события и подошла посмотреть, что там за диковина. Протиснулась меж мужиков и богомольцев, прищурилась через очки: самое обыкновенное дорожное происшествие - сломалась ось. Но возле покривившейся повозки отчего-то торчал исправник и кряхтели двое полицейских стражников, насаживая колесо на свежесрубленный и кое-как зачищенный дубок. Исправник был знакомый, капитан Нерушайло из ближнего Черноярского уезда, а в повозке лежало что-то продолговатое, прикрытое брезентом.
- Что, Пахом Сергеевич, утопленник? - спросила Пелагия, поздоровавшись и на всякий случай перекрестив брезент.
- Нет, матушка, пострашнее, - с загадочным видом ответил исправник, вытирая платком малиновую плешь. - Река двух упокойников выкинула. Безголовых. Мужчина и отрок. Так на песке рядышком и лежали. Вот какая оказия. Расследование будет, по всей форме. Везу вот в губернию на опознание. Хоть как их опознавать, черт разберет. Прошу прощения, само сорвалось.
Пелагия «черта» с плеча стряхнула, чтоб не лип, и перекрестила уже не мертвецов, а себя.
- Это не наши, - сказали в толпе. - У нас такого душегубства отродясь в заводе не было.
- Да, - согласился кто-то. - Не иначе как с Нижнего принесло, там у них сильно шалят.
Название: Пелагия и чёрный монах
Серия:
Провинціальный детективъ Год выхода: 2001
Синопсис: Продолжение приключений непроизвольной сыщицы монашки Пелагии. Недалеко от Ново-Араратского монастыря, относящегося к епархии отца Митрофания, начали происходить таинственные и даже мистические события: очевидцы утверждают, что видели тень Святого Василиска в чёрном облачении, который требовал освободить Василисков скит от живущих там схимников. Митрофаний посылает в Новый Арарат своих помощников, одного за другим, но все они оказываются не в состоянии разобраться в происходящем.
Моё мнение: Ну вот же - совершенно другой коленкор. Интересные образы и чудесный слог никуда не делись (персонажей так и вовсе стало больше - один другого экстравагантнее), а сюжет явно стал лучше, чем был в "Белом бульдоге". Добавив толику мистики и нагнав жути, Акунину удалось написать классный, увлекательный роман, от которого каждую секунду ждёшь каких-то новых поворотов и открытий. Интрига просто на высоте. Дополнительную пикантность придаёт факт наличия на острове психиатрической лечебницы с открытыми дверями - сложно догадаться, кто из персонажей нормальный, а кто оттуда. Ну а в конце, все ниточки сходятся в одну, не без помощи храброй и находчивой Пелагии. Финал, кстати, очень тонкий и элегантный.
Оценка: 9 из 10
Ступая по скрипучему полу, Матвей Бенционович попытался определить, где окно. Замер в нерешительности, но в это время месяц, на короткое время спрятавшийся за тучку, снова озарил небосвод, и слева высветился серебристый квадрат.
Следователь повернул шею, подавился судорожным вскриком.
Там кто-то стоял!
Недвижный, черный, в остроконечном куколе!
Нет, нет, нет, - замотал головой Бердичевский, чтобы отогнать видение. Словно не выдержав тряски, голова вдруг взорвалась невыносимой болью, пронзившей и череп, и самое мозг.
Потрясенное сознание покинуло Матвея Бенционовича, он больше ничего не видел и не слышал.
Потом, неизвестно через сколько времени, чувства вернулись к несчастному следователю, однако не все - зрение возвращаться так и не пожелало. Глаза Бердичевского были открыты, но ничего не видели.
Он прислушался. Услышал частый-частый стук собственного сердца, даже хлопанье ресниц - вот какая стояла тишина. Втянул носом запах пыли и стружек. Болела голова, затекло тело - значит, жив.
Но где он? В избушке?
Нет. Там было темно, но не так, не абсолютно темно - будто в гробу.
Матвей Бенционович хотел приподняться - ударился лбом. Пошевелил руками - локтям было не раздвинуться. Согнул колени - тоже уперлись в твердое.
Тут товарищ прокурора понял, что он и в самом деле лежит в заколоченном гробу, и закричал.
Сначала не очень громко, как бы еще не утратив надежды:
- А-а! А-а-а! Потом во все легкие:
- А-а-а-а!!!!