Обитаемый остров
Пилот Группы Свободного Поиска Максим Каммерер волею несчастного случая оказывается на планете Саракш, где обнаруживает человеческую цивилизацию в достаточно бедственном состоянии. Власть находится в руках так называемых Неизвестных Отцов, которые опутали страну сетью Башен-Трасляторов. С их помощью они внушают жителям трепет перед властью и желание служить.
Изначально Стругацкие хотели написать чисто приключенческий роман без какой-либо социальной подоплёки. Просто интересную и захватывающую историю. Подобное решение было навеяно сложной печатной судьбой предыдущих книг "
Гадкие лебеди" и "
Сказка о Тройке", рукописи которых раз за разом отвергали во всех издательствах. Решено - подумали Стругацкие, к чёрту всех, напишем банальную и простецкую книгу, чтобы хотя бы у неё был шанс встретится с читателями.
Однако, как и любые творческие люди, братья пропускали через себя окружающую действительность и волей-неволей, но выплёскивали на страницы свои мысли и чувства. Так на свет появились выродки (диссиденты), Гвардия, воспитуемые, пропагандистские башни, Неизвестные отцы, которые проводят "бессоные ночи в мучительных раздумьях." Согласитесь, всё это является достаточно недвусмысленными аллегориями. Таким образом, "Обитаемые остров" - это трансформер, снаружи приключенческий боевик, внутри острая социальная сатира. И читается это просто прекрасно.
Оценка: 9 из 10
<<Обзоры других книг>> <<Рецензия на первую часть экранизации книги>> <<Рецензия на вторую часть экранизации книги>> - Верно, - с неожиданной легкостью согласился Колдун. - Совесть действительно задает идеалы. Но идеалы потому и называются идеалами, что находятся в разительном несоответствии с действительностью. И поэтому, когда за работу принимается разум, холодный, спокойный разум, он начинает искать средства достижения идеалов, и оказывается, что средства эти не лезут в рамки идеалов, и рамки нужно расширить, а совесть слегка подрастянуть, подправить, приспособить... Я ведь только это и хочу сказать, только это вам и повторяю: не следует нянчиться со своей совестью, надо почаще подставлять ее пыльному cквознячку новой действительности и не бояться появления на ней пятнышек и грубой корочки... Впрочем, вы и сами это понимаете. Вы просто еще не научились называть вещи своими именами. Но вы и этому научитесь. Вот ваша совесть провозгласила задачу: свергнуть тиранию этих Неизвестных Отцов. Разум прикинул, что к чему, и подал совет: поскольку изнутри тиранию взорвать невозможно, ударим по ней снаружи, бросим на нее варваров... пусть лесовики будут растоптаны, пусть русло Голубой Змеи запрудится трупами, пусть начнется большая война, которая, может быть приведет к свержению тиранов, - все для благородного идеала. Ну что же, сказала совесть, поморщившись, придется мне слегка огрубеть ради великого дела...
- Массаракш... - прошипел Максим, красный и злой, каким Гай не видел его никогда. - Да, массаракш! Да! Все именно так, как вы говорите! А что еще остается делать? За Голубой Змеей сорок миллионов человек превращены в ходячие деревяшки. Сорок миллионов рабов...