"Гибель Отрара", как феномен ушедшей культуры производства фильмов.

Jun 24, 2009 23:26


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

По наводке уважаемого KMax я скачал и посмотрел названный фильм. Сразу скажу - мне картина очень понравилась, поэтому, конечно, мой отчет будет пристрастным.

Снятый киностудией "Казахфильм" "Отрар" вышел на экраны в 1991 году. В этом, наверное, есть определенный символизм: картина о гибели Хорезма появилась в год падения СССР. Готовясь к съемкам, режиссер Ардак Амиркулов тщательно изучил эпоху, о которой он собирался рассказать своему зрителю. Сценаристы, Алексей Герман и Светлана Кармалита, проделали не меньшую работу. Их пример - укор режиссерам последних лет. Со скромностью настоящего ученого Ардак Амиркулов снял кино не о том, "как я это вижу", а о том, как видели это тогда. Разумеется, в фильме есть определенные отступления от известной нам картины, обусловленные как необходимостью усилить некоторые моменты, показать картину крушения Хорезма на примере всего одного города, так и тем, что Амиркулов - патриот Казахстана, достойный продолжатель дела великого Ильяса Есенберлина. Однако эти отступления - иногда значительные, никоим образом не нарушают общего впечатления от этого поистинне эпического фильма.

Название картины не должно ввести вас в заблуждение: фильм отнюдь не только о падении Отрара - Восточного форпоста державы хорезмшахов. В нем рассказывается (пусть и намеками) и об общей обстановке в Хорезме, и о внешнеполитической ситуации в тот период, и, что самое главное, немало внимания уделено монгольской манере воевать и готовиться к войне. В фильме действуют реальные, а не выдуманные исторические личности той эпохи: Мухаммед II, шах-ин-шах Хорезма; его властная мать, Туркан-хатун; Иналчик Каир(Хайдар)-хан, доблестный комендант Отрара родственник Мухаммеда и один из кипчакских ханов; Мухаммед Ялавач, мусульманский купец, шпион и консультант Чингисхана по мусульманским государствам; сам Потрясатель Вселенной.

Фильм состоит из двух частей. Героем первой является кипчакский воин Учжу. Воспитанный в доме Иналчика, безродный степняк, которого иногда тоже в шутку зовут ханом, стал верным слугой и доверенным лицом коменданта Отрара. Впрочем, слово "слуга" здесь стоит употреблять, скорее, в древнерусском понимании этого слова: человек, который служит, ибо смелый и независимый Учжу держит себя со своим господином не как раб, а, скорее, товарищ, или даже младший брат. Он позволяет себе говорить в лицо своему хану неприятную правду, зная, что может поплатиться головой, и даже будучи изгнанным, возвращается, чтобы защищать своего хана и свой город. Интересен и характер этого человека: он сочетает в себе мудрость и веселый нрав Насреддина (хотя, скорее, тут правильнее было бы сказать: Жиренше), с боевым мастерством настоящего батыра (хотя и худощавого батыра, конечно:))

Фильм начинается с того, что Учжу, посли долгого отсутствия, возвращается в Хорезм. Отважный батыр покидал родину по особому заданию Каир-хана. Сдавшись в плен монголам, он прошел путь от раба, до командира тысячи, участвовал в кампании против Цзинь, изучая обычаи монголов, языки народов, составляющих их армию, военное дело, искусство шпионажа, ведения осад и многое другое. Наконец, собрав достаточно информации, герой бежит из Монголии, с риском для жизни пробирается в столицу, чтобы доложить Каир-хану и Мухаммеду все, что ему удалось узнать. Ему даже удается выступить с докладом перед шах-ин-шахом, представив чертежи осадных машин и построений монгольского войска, с риском для жизни провезенные через кордоны Чингисхана. Однако, его поднимают на смех, более того, Учжу понимает, что китаец - советник Мухаммеда, сам является молгольским шпионом! "Ха! Опять сказки про "разведка предупреждала"", - скажет кто-то. :) Не спешите с выводами. Очень скоро эта ситуация повторится далеко на западе, когда южнорусские князья с пренебрежением отнесутся к рассказам половцев о новом враге и беспечно двинутся навстречу калкской катастрофе. Более того, и Юрий презрительно отмахнется от предупреждений булгар и просьбы о помощи рязанцев, "желая сам сразиться с безбожными татарами". Те, кто не видел монголов в действии, не могут осознать, как велика нависшая опасность, и Учжу, в бешенстве и бессилии кричащий, что монголы напитают эту землю кровью, приговаривают к мучительной казни. Маниакально подозрительный шах-ин-шах видит в его докладе козни багдадского халифа, который стремится сорвать поход Мухаммеда на Багдад, или интриги собственного сына и наследника Джелаль-эд-Дина, или игру Туркан-хатун и Иналчика Каир-хана. Разумеется, герой не может погибнуть, и когда висящий на столбе Учжу (он должен умереть от жажды и голода, если его раньше не съедят вороны) уже собирается перепилить себе горло веревкой, к которой он привязан, дворцовые гвардейцы снимают его с креста: Учжу хотят использовать в далеко идущей интриге, которую я, разумеется, не стану перессказывать. :)

Во второй части, которая, собственно, и посвящена вторжению монголов и обороне Отрара, на первый план выступает Иналчик Каир-хан, а ближе к концу фильма он становится главным героем - во всех смыслах этого слова. Каир-хан - очень интересный персонаж. Кипчакский хан, сын кочевников, он, однако, представляет собой новое поколение кипчаков, которые начинают переходить к оседлому образу жизни от Дона до Алтая. Высококультурный правитель, собравший прекрасную библиотеку, дальновидный государственный деятель, он, тем не менее, остается сыном своего времени, ханом до мозга костей, для которого даже верный Учжу - всего лишь "черная кость". Необыкновенно сильное впечатление производит сцена, в которой Иналчик избивает Учжу, который не захотел умирать мучительной смертью по велению своего господина. И тем пронзительней выглядит эпизод в самом конце фильма, когда Каир-хан в осажденном Отраре говорит своему верному батыру: "Я никогда не любил тебя. Потому что всегда был перед тобой виноват. но теперь все будет по другому", и Учжу, не раз смеявшийся в лицо хану, и отпускавший в его адрес язвительные замечания, плачет, не в силах вынести такой откровенности.

Третий герой картины, которого хотелось бы отметить - это Чингисхан. На протяжении большей части фильма он не появляется в кадре, оставаясь далекой, неясной угрозой для Хорезма. Впервые Чингисхан появляется в сцене, где вернувшийся из Хорезма купец Ялавач рассказывает ему о системе обороны государства хорехм=-шаха, строя на полу передвижного дворца-юрты Потрясателя Вселенной карту с помощью камешков, рассказывая о высоте стен и силе гарнизонов. Нам не показывают лица Чингисхана, мы видим лишь его ноги, небрежно сметающие построенный из камушков план, и слышим тяжелый, мощный голос правителя монголов. Лишь мельком нам показывают отражение Потрясателя Вселенной в чаше воды. Лишь в финальной сцене нам предоставится возможность посмотреть в лицо Чингисхана, услышать его монолог, в котором он излагает свои взгляды на устройство мира и на свое в нем место.

Фильм, кроме прочего, силен еще и тем, что точно и наглядно показывает нам монгольскую военную машину. Мы видим, как работает монгольская разведка и можем убедиться в невероятной силе пайцзы Чингисхана: от высшей, золотой, до деревянной, которую выдают за мелкие, но нужные услуги. Нам показывают бесчеловечное применение Хашара, когда защитники Отрара вынуждены рубить людей, которые кричат: "Правоверные! Мы свои, кипчаки!" Весьма сильной является сцена с вызовом на поединок, где наглядно представлены монгольские понятия о воинской чести и прочих ненужных глупостях. К сожалению, не показаны боевые машины монголов: надо сделать скидку на то, что у нас вообще было очень плохо с реквизитом. Несмотря на то, что доспехи воинов, в общем, представляют некие фантазии на тему: "как бы нам так побюджетней изобразить что-нибудь этакое, из эпохи", на это оченть быстро перестаешь обращать внимание. Более того, следует отдать должное костюмерам: они смогли добиться того, что спутать защитников города и монголов невозможно.

В общем, я рекомендую этот фильм всем, кому интересна та кровавя эпоха. Более того, даже люди, не имеющие представления о предмете, могут посмотреть "Гибель Отрара" без вреда для себя: показанные там события действительно имели место быть и действительно происходили примерно так, как показано в фильме, хотя, к примеру, уничтожение монгольского каравана воинами Каир-хана происходило немного не так, хотя монголы действительно вели себя с необыкновенной наглостью и открыто вели шпионскую деятельность. Да, кое-что в картине переставлено местами, некоторые акценты смещены, но основа его вполне реальная. Это один из немногих фильмов, которые можно назвать подлинно историческими. Да, местами картина, прямо скажем, бедновата. Да, иногда повествовавание идет по-восточному неспешно, поэтому детям, выросшим на современных блокбастерах "с лихо закрученным сюжетом и зубодробительными спецэффектами" это кино смотреть не нужно. Но дух того века кино передает верно, особенно во второй части. И пусть статисты не обучены современным методам махания реквизитом - они с лихвой компенсируют это энтузиазмом, а уж конные сцены в городе вообще не имеют себе равных. Пусть в фильме не плещет акцентированно клюквенная кровь и не лезут наружу блестящие кишки, но жестокости боев и казней переданы так, что смотреть тяжело, потому что их показывают не для того, чтобы потешить, а для того, чтобы показать, как это страшно, когда палач спокойно, по долгу службы и ради благого дела вытаскивает человеук клещами язык и отреазает его к чертовой матери. В этом фильме нет пафосных ласт стэндов под духоподъемную музыку: все стэнды очень тяжелые, кровавые, некрасивые и действительно последние, и, наверное, именно поэтому защитникам города начинаешь сочувствовать по-настоящему. Они люди, такие же, как мы, и "лихая им досталась доля", но каждый сделал собственный выбор.

Наверное, таких фильмов больше уже не сделают. Нет, современные технологии могут соорудить нам и гигантский город, и убедительную массовку, и сверхфантастические боевые машины. Но изменился взгляд на ту эпоху, и сейчас у многих ханов - от Казахстана до нашей страны стало очень модно выводить свой род и культуру от Чингисхана, который, как оказалось, и не был таким уж плохим - его просто неправильно понимали и постоянно провоцировали.

Однако мы помним, что Отрар держался пять месяцев: с сентября 1219 по февраль 1220 против туменов Чагатая и Угэдэя, и еще месяц отбивались воины Каир-хана в цитадели города. И когда все его воины погибли, Иналчик Каир-хан один отбивался от врагов. Когда его загнали на крышу, он оттуда бил монголов, пока его не стащили вниз. судя по всему, Чингисхан особо оговорил, чтобы его взяли живым, потому что пленного Каир-хана доставили в ставку Потрясателя Вселенной. Передают, что Каир-хан мужественно ответил на обвинения Чингис-хана, и был предан мучительной казни.

И. Кошкин
Источник
Торрент

История

Previous post Next post
Up