1941 год. Глазами очевидца

Jun 22, 2020 12:51


Чем  дальше от нас эта страшная война, тем меньше остается (почти не  осталось) очевидцев. И, как и все давние исторические события, эта война  начинает забываться. Уже три поколения выросли с тех пор. И чем дальше,  тем больше стирается это из памяти, а для очень многих это в память  даже не заходило.

Мой  тесть Юрий Николаевич, человек, которого я бесконечно уважаю, уже не  расскажет, но он оставил нам свои воспоминания. С разрешения его дочери  Лены я начинаю публиковать эти мемуары. Как есть. С минимальными  правками, т.к. они предназначались для внутрисемейного чтения, и будет  не этично выставлять на всеобщее обозрение некоторые нюансы.

Поскольку  так получилось, что публикацию мемуаров Юрия Николаевича я начинаю в  черный день для нашей страны - 22 июня, то и начну я с 1941 года.  Возможно, когда-нибудь потом дойдет очередь и до более раннего периода.  Он тоже по-своему интересен. Повествование будет идти от первого лица,  как в воспоминаниях.

Итак, 1941 год. Москва:

Экзамены  за восьмой класс были сданы более, чем успешно: 70% отличных, 30%  хороших оценок. Мать по линии «Главвино», где она работала со своим  вторым мужем после возвращения в 1939 году из Ленинграда в Москву,  достала мне путевку в Крым в пионерлагерь винкомбината «Массандра» сразу  на два месяца - с 22 июня по 22 августа. Долевое участие в оплате  путевки и проезда принял и мой отец.

Из Москвы выехали 21 июня 1941 года. В пути, при подъезде к Харькову узнали о начале войны с Германией.



Люди слушают сообщение из репродуктора о начале войны



Ни  мы, подростки (а нас ехало из Москвы 50 человек), ни взрослые пассажиры  не были особенно огорчены и испуганы. Сыграла роль предвоенная  пропаганда по радио, в газетах, в фильмах о непобедимости Красной армии.  Все население было уверено: в течение двух - трех недель немцы будут  разгромлены, в Германии рабочий класс совершит революцию и свергнет  Гитлера.

Святая наивность оболваненного народа!

Поэтому нас не собирались возвращать в Москву, и мы благополучно отдыхали в лагере, купались в море.



Война уже идет. Но дети есть дети.

Погода  прекрасная, природа изумительная: кипарисы, магнолии, розы. Экскурсии  на винкомбинат, во дворцы. В лагере отдыхало человек четыреста -  местные, дети работников винкомбината и 50 москвичей. Жили в палатках по  4 человека. Питание отличное.

Слушали  по радио сводки с фронтов, из которых ничего нельзя было понять, где  немцы, где мы. Какое-то Порховско-Уманьское направление и еще какое-то, о  городах, о которых мы никогда не слышали. О том, что уже были сданы  крупные города - ни слова. Минск, Львов, Брест и др.

Так и жили беспечно, уповая на то, что вот-вот по радио объявят о разгроме немцев.

Однако,  досрочно, не 22 августа, а 20 июля нас отправили обратно в Москву. Все  же месяц мы отдохнули вместо двух - уж слишком быстро немцы наступали.

Поезд  прибыл в Москву 21 июля в 22.00. Меня встречал отец. Не успели мы  покинуть Курский вокзал и направиться к метро, как объявили воздушную  тревогу. Это был первый налет на Москву с начала войны - ровно через  месяц. Мы спустились с отцом в метро, в туннель. Отбой дали только в 5  часов утра. Никаких пожаров и разрушений мы не заметили и вернулись  домой.

Продолжение здесь.

Спасибо,  что дочитали. Если Вам интересна эта тема, подпишитесь на канал, чтобы  не пропустить продолжение. На моем канале будет много статей не только о  войне. Будут и о нашей дачной жизни, и о путешествиях, и воспоминания из  моего Советского детства. Буду рад каждому читателю.

Память о войне, Великая отечественная война, Воспоминания, Война, Чтобы помнили, Мемуары, Ветеран, Записки ветерана

Previous post Next post
Up