https://procol-harum.livejournal.com/1420898.htmlВсё, творческие способности мои иссякают, теряю ощущение, что вот это или то вам интересно знать. Потом моргаю от удивления, читая очередной пост про знакомую тему. Уж забыл, что говорил про бурлаков ранее. Но бурлаки на Волге были не одиноки, были бурлаки на многих реках. На сибирских реках тоже были. Там человека часто силой лошади не дополнишь. На Волге тоже ограничения с лошадьми были. Попробуйте переправить лошадей через Каму и ряд иных притоков. Кое-где были частные владения. Вдобавок в пустынных местах южной части Волги лошадь зерном не подкормишь. Получалось, что человек универсален, а лошадей лучше вдоль каналов в Англии использовать или на ряде мест в России, где с сеном и зерном хорошо.
Человек тащил до полутора тонн груза, но медленно. Был особый бурлацкий шаг при предельной нагрузке. Одну ногу вперед, другую подтягиваешь, чтобы удержать лодку. Бичева была длинной. Иначе было бы трудно удержать лодку на небольшом расстоянии от берега. Ходили ватагой на весь сезон с мая до сентября-октября. Обычный маршрут - от Астрахани до Ярославля или Рыбинска. Конечно, были более короткие маршруты - от Астрахани до Нижнего Новгорода, до Казани. Понятно, что от солевых промыслов в Саратовской степи до Нижнего за сезон пару ходок делали. Получалось, что сильный мужчина доставлял за сезон три тонны соли, а это большой доход.
Писал я раньше о погоде. Если было хорошо с ветром, шли под парусом и отдыхали, при небольшом ветре в правильном направлении жилось легче, быстрины проходили быстрее. Очень редко использовали метод заброски якоря вперед на быстрине. Тут сразу много проблем - сцепление якоря с грунтом, потеря времени на заброску якоря с помощью лодки, медленная скорость подтягивания лодки, наконец, просто усталость рук. Кулибин облегчил работу, поставил колеса как у парохода на лодку. Вода сама крутила лебедку. Ход был быстрым. Но всё равно не внедрили. Попробуйте веслами против быстрого течения махать. Будете час бить рекорды, потом выдохнетесь. А тут ещё якорь надо завезти, потом бечевку на барабан накручивать.
Путь бурлаков начался с Верхней Волги и с Камы, гнали плоты. Плыли легко, круглые сутки, спали и готовили на плотах. С учетом скорости течения в 5-7 км в час приплывали меньше, чем за месяц. С плотами и баркасом. Плоты разбирали на бревна и продавали, товары с баркаса тоже, но это не бурлацкое дело. В мае уже начинали тащить баркас вверх. Время прибытия обычно приходилось на сентябрь-октябрь. Это зависило от ветра, насколько часто и успешно он помогал бурлакам. Год на год не приходится.
Бригада Гиляровского была в пять человек. Особые ребята, обычно баржу такой бригады тащили семь здоровых мужчин. Были баржи крупнее. За сезон все очень уставали, получали расчет и разбредались по своим делам. И тут о заработке. Заработок бурлаков в принципе не мог быть низким. Их работа приходилась на время, когда крестьян удерживали дома полевые работы. Это вам не на Москве-реке от Бронниц до Кремля лодку тащить. Отвлекся на денька три, получил деньги и вернулся домой. В это же время наиболее интенсивно работали на добыче соли на пресловутом Баскунчаке, на Астраханских озерах для добычи рыбы, сезон работы был у рыбаков. Зато, когда бурлаки получали расчет, сельские работы уже заканчивались, свободных рук было с избытком. Так что, восемь месяцев жить как-то надо. Тот же Гиляровский писал, что ему пришлось устроиться на завод свинцовых красок, повезло, что его определили из-за силушки дрова колоть для отопления и кухни. Иначе испортил бы он себе здоровье. В заметке по сноске откровенная ложь. Заработаете вы за 4 месяца 80 рублей каждый месяц, в расчете на год получится в три раза меньше, меньше тридцати. Да и то зарплаты взяты по максимуму, во времена молодости Гиляровского редкий рабочий зарабатывал 20 рублей в месяц. Чаще платили максимум рублей 15, а бурлаку платили не 80, а 25-30 в месяц, да и то не всем, а здоровякам вроде Гиляровского. Идти в бурлаки стоило молодым ребятам, когда за хозяйством было кому присмотреть. Отец вспашет и соберет урожай, а сынок денег на уплату налогов и покупку скота да ширпотреба притащит. Нищим и бездомным просто некуда было деться. Печальна была судьба бригадира ватаги Гиляровского, на старости лет стал больным, жил в общаге в комнате человек на 30, трудился за гроши на фабрике, там и умер. Сам Гиляровский выдержал только два сезона. Стал искать постоянную работу. Зато молодому крестьянину сезон в бурлаках часто был выгоден, придет с деньгами, купит телку и трехлетнего жеребенка, крестьянская семья станет зажиточнее. Подрастил жеребенка, лишняя лошадь в хозяйстве пригодится пахать да зимой извозом заниматься. Корова тоже нужна. Можно было не покупать животных, а домик в пригороде построить и устроиться рабочим на постоянное место.
Бурлацкий труд не случайно считался не только тяжелым, но и невыгодным. Появились пароходы, матросам платили хорошо, работа легче, сезон длился больше. У бурлака аккорд, не важно, когда дотащишь баржу, подрасчет одинаков. У матросов стабильное месячное жалование, гарантии, что на новый сезон наймут, если ко двору пришелся. Просто нищего и бездомного на место матроса не поставят.
Ещё есть момент лихих подработок в те времена. Жена или невеста это элемент экономии - деньги в кабаке тратить не захочется, дома накормят, самогон выгонят, гордиться будут, что в перекати-поле не превратился. Можно отдохнуть и сил набраться. В городе, если нет там своего дома, деньги уходят быстро. Мы знаем по бичам, вкалывал, вроде много получил, спустил и снова без денег. Зачислять таких в средний класс это слишком.